28 ноября
Евгений ПОПОВ
Астрахань начинается там, где заканчивается Волга, и возникает тот странный мир, в котором пространство и время существуют отдельно, как завещал им безвременно ушедший Велимир Хлебников, главный астраханский "культурный герой" начала канувшего ХХ века.
Координатором фестиваля "Культурные герои 21 века" в Астрахани являлась Наталья Чабыкина, в миру - работник рекламного агентства, в идеале - поэт.
Запущенная ею машина фестиваля работала безукоризненно. Все события происходили в указанное время, в указанном месте, при изрядном стечении народа, включающем в себя и представителей масс-медиа.
ЛИТЕРАТУРА. После пресс-конфенции, где журналисты выяснили, наконец, что это все означает (фестиваль) и зачем он, состоялось поэтическое состязание, в котором участвовало около двадцати астраханских поэтов-бардов, поэтов-прозаиков (минималистов) и просто поэтов.
Меня порадовала высокая СТАРТОВАЯ культура этих очень молодых людей, которые прекрасно усвоили язык и навыки поэзии "серебряного века", но пока еще не выдвинули из своих рядов индивидуального или коллективного "гения". Прекрасно и то, что эти молодые люди, не дождавшись, как Мичурин, никаких милостей сверху, сами взяли дело в свои руки. Регулярно проводятся читки и поэтические встречи в уникальном, единственном на весь мир музее Хлебникова, активно работает ксероксный и компьютерный "самиздат" (см. сборники "Двадцатилетние", "Совершеннозимние", книги Н.Чабыкиной, А. Кибировой, Е.Виноградовой, журналы "Совсем другая музыка", "Хабибулин", газету "Хлебниковская веранда".
МУЗЫКА. И действительно - "совсем другая" является наиболее интересным явлением астраханской культурной жизни, что и подтвердил рок-концерт в кинотеатре "Призыв", ломившемся от зрителей, слушателей, участников и соучастников. Рок-музыканты, возраст которых составляет от 18 до 30 лет, умеют делать все, что доступно их талантливым сверстникам и коллегам в разных уголках страны, включающих столицу. Плюс мотивы МЕСТА, национальные веяния виртуозно используются ими, и я рекомендовал бы музыкальному жюри обратить внимание на такие разные группы, как "Нареч"ь (ритм-энд- блюз) и популярнейший "Детонатор" (панк-рок). Традиция "рока" в Астрахани устойчивая, и это, пожалуй, уже второе, если не третье поколение рок-музыкантов.
ВИЗУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Разностороннее, разнообразное, о чем свидетельствует прилагаемый список участников выставки, открытой на три дня в экзотическом помещении Музея Боевой Славы. Среди участников резко выделяется лидер - Марат Джамалетдинов, автор проекта "Краеведческий музей 2034", вполне достойный, на мой взгляд, пристального внимания московского жюри фестиваля.
ТЕАТР. Существует. О чем более подробно рассказывает в своем отчете моя коллега, театровед Екатерина Сальникова. Мы оба считаем, что внимания заслуживает спектакль "Ванюшка" народного театра-студии "Арлекино". Мне же был интересен спектакль "Цыгане" - сценическое, костюмированное, яркое чтение известной поэмы, осуществленное народным театром- студией "Мы".
Повторяю, что фестиваль стал в городе событием. О нем писали. О нем говорили. Его показывали.
23 ноября
Екатерина САЛЬНИКОВА
Фестиваль "Культурные герои XXI века..." проходил в Астрахани при вполне хорошей организации всех четырех программ, проведение которых происходило всегда вовремя и в назначенном месте, хотя в городе не чувствуется культа богемно-тусовочного общения. Труднее всего привить мысль о том, что фестиваль прежде всего нужен самим его участникам и потенциальной воспринимающей аудитории.
Содержание литературной программы представляется мне в целом довольно слабым. Наличие общей поэтической культуры сочетается с отсутствием новаторства или по крайней мере внятного авторского голоса. Исключением из этого контекста являются те, кто воздействует на зрителя не просто с помощью поэзии, но своего исполнительского дара. Виктор Клыканов оказался самым сильным бардом, чьи песни обладают как поэтическим, так и мелодическим драматизмом. То же можно сказать о Екатерине Виноградовой. Константин Чучалин читает свои забавные стихи очень артистично. На этих троих приятно и интересно смотреть, они умеют управлять вниманием аудитории, так что их участие в московской программе будет весьма уместным.
Программа изобразительного искусства не отличается оригинальностью и вообще обилием художников, по-настоящему умеющих рисовать в какой бы то ни было манере. Скорее, это была выставка ученических работ. В ее рамках хорошо смотрелись керамика Дениса Литвинова, имитирующая археологических "раскопочный" стиль, а также пластические работы Марата Джамалетдинова, который вообще-то занимается боди-артом и в качестве художника этого направления мог бы участвовать в московском фестивале.
Театральные спектакли в основном преследуют цель просто сделать складное представление, находясь в лучшем случае на переходной стадии от самодеятельности к профессиональному театру (а в худшем - не подразумевают никакого никуда перехода по причинам профессиональной беспомощности) С одной стороны, я всячески уважаю людей, которые полагают, что сначала надо научиться делать театр по универсальным законам этого искусства, а потом уже как-нибудь брутально самовыражаться. (Ведь в Москве очень часто происходит все наоборот, необходимость ремесленной профессиональности просто изначально игнорируется) Однако такой пафос идет вразрез с целями фестиваля неофициального искусства, пытающегося, насколько я понимаю, находить эстетические формы, качественно отличающиеся от общепринятых в сфере официально признанного искусства.
Театр-студия "Мы" представила спектакль "Звезда над крышей" по пьесе некоей Татьяны Долговой - о проблемах молодого поколения, страдающего от наркотиков и отсутствия душевного тепла. Спектакль решен в предельно традиционной, довольно статичной и маловыразительной манере. Пятеро молодых людей сидят в темноте на чердаке, ссорятся, скандалят, иногда пытаются драться, иногда - разговаривают со звездами. Драматургия предельно слабая, без внятного развития конфликта и характеров. И режиссура с этим не борется, ставя молодых исполнителей в сложное и невыгодное положение. Второй спектакль той же студии - "Цыганы" по Пушкину - является скорее поэтической композицией, так и не разрешившей во многом проблему перевода литературы в пространство театральных законов.
Театр-студия "Мечтатели" показали детскую философскую сказку, в своем роде очень трогательную и с большим количеством смешных симпатичных действующих лиц. Но исполнители - школьники 12-14 лет, которые уже умеют создавать яркие индивидуальности своих персонажей и умеют общаться на сцене, оставаясь в образе (что всегда является признаком высокого уровня), однако они еще не освоили искусство владения вниманием аудитории, тем более на большой сцене. Они имеют право участвовать в любых фестивалях, но все-таки пока не во взрослых мероприятиях.
Театр-студия "Арлекино" представил сказку для взрослых "Ванюшка", последовательно и органично решенную в стиле скоморошеского представления. Самосознание этой студии качественно отличается от всех прочих, поскольку создатели спектакля владеют профессиональным методом интерпретации драматургии на сцене, и главное - относятся к своей работе по законам профессионального творчества, у которого есть перспектива развития и совершенствования. В постановке занято 7 актеров, элементы оформления минимальны. В случае благоприятных обстоятельств "Арлекино" может быть приглашен для участия в московском фестивале, хотя его неофициальным underground'ом не назовешь, скорее - неофициальным продолжателем традиций площадного зрелища.
Самой сильной, заслуживающей всяческого внимания программой была музыкальная. Состояла она из рок-концерта девяти рок-групп, собравших большую толпу зрителей. Все участники продемонстрировали в целом высокий уровень культуры. Наиболее оригинальными и эмоционально содержательными были выступления "Сherry Stone" , "Такси-Блюз", "Обитаемого острова" и "Down Town". На мой непрофессиональный взгляд, исполнители умеют не только петь и хорошо держаться на сцене, но и знают, что они со сцены хотят сказать залу. А это самое главное, особенно в рок-выступлении. Участие их в московской программе видится весьма желательным и даже необходимым, если учесть, что рок-музыка Астрахани находится на порядок выше другого неофициального искусства этого города.