Выбери будущее!

Партнеры

Пресс-релиз

Пресса

ИЗО-ИСКУССТВО

ЛИТЕРАТУРА

МУЗЫКА

ТЕАТР


или   "В поисках Золушки"                     

График фестивалей

Пишите нам




Экспертный совет


Президиум экспертного совета
С.В.Кириенко
А.И.Гельман
Д.А.Пригов


Координатор программы
Николай Палажченко


Директор фестиваля
Павел Гельман


Пресс-секретарь
Яна Макарова

Редактор проекта
Илья Фальковский



Кураторы направлений и проектов


Музыка
Ольга Барабошкина


Литература
Дмитрий Кузьмин


Изобразительное искусство
Николай Палажченко


Театр
Игорь Овчинников



Тематические экспертные советы


По искусству
Андрей Ерофеев
(председатель)
Михаил Брашинский
Марат Гельман
Екатерина Деготь
Игорь Макаревич
Борис Орлов
Николай Палажченко
Елена Селина
Михаил Сидлин

По литературе
Д.А. Пригов
(председатель)
Дмитрий Воденников
Александр Гаврилов
Данила Давыдов
Тимур Кибиров
Дмитрий Кузьмин
Илья Кукулин
Вячеслав Курицын
Юрий Орлицкий
Алексей Парщиков
Евгений Попов
Ирина Прохорова


По театру
Александр Гельман
(председатель)
Сергей Бархин
Ольга Галахова
Ольга Гердт
Дина Годер
Григорий Заславский
Алена Карась
Ксения Кутепова
Игорь Овчинников
Ольга Романцова
Павел Руднев
Юлия Рутберг
Екатерина Сальникова
Джон Фридман
Андрей Хрипин
Маргарита Эскина


По музыке
Николай Дмитриев
(председатель)
Ольга Барабошкина
Юлия Бедерова
Андрей Борисов
Татьяна Гринденко
Сергей Гурьев
Александр Дельфин
Леонид Десятников
Назар Кожухарь
Сергей Кошеверов
Андрей Макаров
Надежда Померанцева
Алексей Привалов
Александр Ф. Скляр
Сергей Старостин
Дмитрий Ухов
Аркадий Шилклопер



Фестиваль "Культурные герои XXI века" проходил в г.Пензе с 29 по 31 октября 1999 года


ОТЧЕТ НАШЕГО ЭКСПЕРТА
ИЛЬИ КУКУЛИНА О ТОМ, КАК ПРОХОДИЛ ФЕСТИВАЛЬ

В рамках фестиваля прошли литературные чтения, выставка произведений изобразительного искусства (открытие выставки 30 октября сопровождалось художественной акцией Михаила, Натальи и Анны Разуваевых - о них см.далее), два театральных спектакля и большой сборный рок- и джазовый концерт. Я был на выставке произведений изобразительного искусства, на обоих спектаклях и на рок-джазовом концерте. Кроме того, я прочитал тексты пензенских нонконформистских литераторов - как те, что были прочитаны на литературной части фестиваля, так и некоторые другие. Перед концертом я выступил с короткой речью о задачах фестиваля "Культурный герой XXI века". Следует очень высоко оценить продуманную организационную работу пензенского куратора фестиваля Андрея Рубцова.

ЛИТЕРАТУРА

Литература была представлена на чтениях в пензенском Литературном музее, с которых, собственно, и начался фестиваль. Из пензенских авторов особый интерес представляют Владимир Лакодин и Андрей Рубцов.

Владимир Лакодин - автор неровный, но в лучших стихотворениях глубокий и значительный. В его стихотворениях современные реалии (Интернет, музыкальные ремиксы) соединены с жесткой мрачноватой социальностью.

Да, у большинства наших
жизнь монашья: поля, перекаты, шары.
Оттого и пьяны поголовно
16 часов в сутки, остальное - болеют,
что головы - как пионеры из гипса
на темных аллеях.
Зеленоватые, сырые,
неприкаянные.

    ("Ремиксы кармы")

...и оцифрованный Чайковский
лишь на полкорпуса отстает от Пугачевой,
но не нагонит -
не любят у нас
меньшинств никаких.
Испокон.

    (там же)

Внешне стихи Лакодина "камерные", отчасти интровертные, но в лучших текстах "личные" проблемы оказываются частью открытого экзистенциального контекста и тогда стихи становятся достаточно глубокими.

Андрей Рубцов - темпераментный экспериментатор, действующий сразу на нескольких направлениях. Среди его текстов - визуальная поэзия, концептуалистские композиции стихотворения в самом различном стиле. Однако полистилистика Рубцова (иногда отдаленно напоминающая эксперименты Н.Искренко, В.Друка и др.) в основе всегда основана на сильном личном и лирическом импульсе.

Мы даже не знали как называть это
мы не опасались возможных последствий
мы не смотрели в окна и не читали газеты
все было так просто как только бывает в детстве

Химик назвал бы это сообщающимися сосудами
коротким замыканием назвал бы электрик
философ назвал бы экзистенциализмом
и наверное блядством назвала бы соседка

Впрочем нас интересовало все
дребезжание стекол
биохимия того что движется по вене
сантехнические устройства газовые плиты
электрический ток и измерение размеров полового члена
и губ и разное прочее окружающее...

    ("Мы даже не знали как называть это...")

Определенный интерес представляет также творчество нескольких других авторов. Например, Ильяз Поляков и Алексей Игошин.

Ильяз Поляков пишет стихи, прозу и афоризмы. Поляков - автор резкий, иногда нарочито грубый и слегка примитивистский. Однако этот "примитивизм" основан на вполне культурном стихе и воссоздает сложный и нетривиальный опыт.

Неотмытая кисть.
Грязный стакан.
Человек на полу ищет символ.
Человек сидит на полу.
Человек сидит в позе Борхеса.
И на ухо ему жужжит
Сорокаваттная лампа
Об истории насекомых.

Алексей Игошин пишет прозу. Насколько я могу понять, наибольшей популярностью в кругах пензенской нонконформистской интеллигенции пользуется его рассказ "Микофилия" - эпатажно-издевательский рассказ о человеке, совокуплявшемся с грибами. Однако более серьезным мне представляется его рассказ (или небольшая повесть) "Пупс", которую можно рассматривать как имеющую вполне существенные философские задачи фантастическую пародию, - осмысление популярных среди интеллектуалов эзотерических учений.

Другие пензенские авторы, которых стоит назвать - Ирка Ларин (псевдоним) и Женя (Евгения) Лакодина. Ирка Ларин пишет подчеркнуто жесткую и агрессивную - по ритму и по стилистике - прозу (часто с эротическими мотивами). Характерный антураж прозы Ларин - коммуналки, бедность или нищета, наэлектризованная и странная эмоциональная атмосфера, всевозможные стрессы и скандалы. У Ларин есть отдельные рассказы, довольно тонкие по настроению; кроме того, самоирония автора придает лучшим текстам Ларин некоторую дополнительную психологическую убедительность.

Активно работает также пензенский художник и литератор Сергей Вилков, автор серьезной и многоплановой, метафорически насыщенной повести "Романтический позыв" (название неудачное, но текст лучше названия).


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В изобразительном искусстве Пензы особый интерес представляет творчество Михаила, Натальи и Анны Разуваевых. Михаил Разуваев (р.1971) работает в самых разных областях - графика, бук-арт, коллажи и т. д. Изощренная работа с современными художественными технологиями - серийные композиции, пост-концептуалистская работа со старыми или преобразованными фотографиями, слайд-композиции, совмещение рисунка и фотографии, - основана у Разуваева на экзистенциальной напряженности, истовом отношении к искусству и в то же время на игре и артистизме, которые сказываются в виртуозности и эмоциональной осмысленности графической линии. Виртуозность Разуваева - не самодовлеющая, а теплая, она только часть его масштабной работы. Центральным произведением М.Разуваева (из представленных на фестивале) является серия из более чем 200 листов "Мертвецы города Пензы". Обнаружив на помойке возле похоронного бюро негативы фотографий для памятников, Разуваев отпечатал их и на основе каждой создал композицию на фотобумаге. Каждая композиция представляет собой совмещение фотографии лица и рисованных (поверх фотографии) элементов - с поэтическими текстами и надписями Разуваева (которые находятся и на лицевой, и на оборотной стороне листов) и элементами мэйл-арта (на обратной стороне листов имеются загадочные штампы, наклеены марки и т.п.). Каждый лист становится письмом-воззванием, обращенным в огромную таинственную реальность, где жизнь и смерть соединены и взаимодействуют друг с другом. В разговоре со мной Разуваев пояснил, что своей серией он как бы еще раз помянул этих людей в вечности. С другой стороны, отрадно, что при этой философской напряженности Разуваев не теряет чувства юмора; для его творчества значима и стихия игры.

Наталья Разуваева (часть работ подписывает как Таша, р.1976) работает как художник и музыкант. Ее работы - картины в традиционном понимании этого слова, и их значимость - в особом, масштабном и многообразном эмоциональном мире. Ее персонажи - а живопись Н.Разуваевой чрезвычайно персонажна, она рисует почти исключительно людей - неопределенны, но не безлики: скорее каждый из них выполняет в многофигурной композиции роль, напоминающую роль отдельного мотива в музыке. Каждый из них обладает своим местом в мироздании, но само мироздание в живописи Н.Разуваевой оказывается зыбким (что во многом основано на интересной работе с цветом). Персонажи Разуваевой - странники без места и укорененности, танцующие и уносимые ветром в разного рода пространствах (ощутимы отдаленные переклички с поздним Шагалом и мультфильмом Ю.Норштейна "Сказка сказок"). Картины имеют подписи двух видов: "Без названия" или "С названием" - автор относится с иронией к самой возможности как-то точно обозначить ту или иную ситуацию. Но сама ситуация становится предметом внимательного вглядывания и постижения.

Анна Разуваева (р.1977) - в первую очередь график; на фестивале она была представлена также инсталляцией. В ее графической серии "Человечки" (в составе графически-инсталляционного проекта "Мам и Беб") действуют персонажи неназванные и точно не определенные, но, в отличие от Таши, особый акцент она делает на странных и трогательных отношениях между персонажами (сама Анна специально подчеркивает, что серия содержательно связана для нее с рождением сына) и на особом переживании телесности. Персонажи Натальи немного развеществленные, персонажи Анны, при всей их условности, ощутимы телесно. Они плавают в замкнутом или разомкнутом пространстве, вверх ногами или в других странных позах, и эти их положения воспринимаются как эмоционально насыщенные, тревожные и суггестивные. Зритель может отождествиться с телесным дискомфортом, с болезненной свободой их полетов. Замкнутость пространств также становится очень выразительной, формируя особое ощущение одиночества некоторых персонажей, их погруженности в мир грез и всматривания в неясное будущее. Замкнутость душевного состояния напоминает в самом деле внутриутробное существование или, возможно, симбиоз матери и ребенка, но она и интрапсихологична, она приобретает отчасти символическое значение: эта "погруженность в утробу" - не уход от конфликтов в мир дородовой безмятежности, но осмысление одиночества человека-ребенка в мире. (Для справки: Анна Разуваева - жена Михаила Разуваева, Наталья Разуваева - его сестра.)

Кроме того, интерес представляет творчество Айнфрита (р.1960) - картины и инсталляции с текстовыми включениями. Некоторые работы Айнфрита имеют оттенок наивного романтизма, но лучшие вполне нетривиальны и представляют собой оригинальное и ироничное развитие поп-арта, соц-арта и "технократического" искусства (имеется в виду что-то в духе Яниса Кунеллиса). Объекты Айнфрита внешне слегка напоминают научные приборы или настольные игры, но при этом автор относится с грустной иронией к миру, который эти объекты метонимически демонстрируют; иногда объекты имеют подчеркнуто кустарный, "самодельный" вид. Предметом пародийного переосмысления в работах Айнфрита становится мифология "красивой жизни" в ее провинциальных изводах: фотографии из модных журналов воспринимаются как знак инопланетного существования, а реально "красивая жизнь" присутствует в разного рода рекламных слоганах, доходящих из "большого мира", тоже вполне потустороннего. Один из "кустарных объектов" Айнфрита обыгрывает популярную фразу из песенки DJ Грува "счастье есть", которая подвергается различным смысловым трансформациям (серия монументальных надписей); эквивалентом этих трансформаций становится лабиринт по типу настольной игры, также включенный в объект. Лабиринт оказывается игрой, чреват опустошением смысла и превращением его в игру - как и бесконечные преобразования фразы, которые могут превратиться в самоцель. Существенно, что к этому обессмысливанию Айнфрит относится без ложного нравоучительного пафоса, но с внутренним сопротивлением.


РОК И ДЖАЗ

В концерте рок- и джазовой музыки (проходил в рок-джаз-клубе "Хокенс") принимали участие группы "Облака", "Все можно" и "Кенгуру", рок-бард Александр Рассказов и участники джазового проекта Валерия Давыдова. Наибольший интерес вызвали группа "Кенгуру" и участники джазового проекта.

Группа "Кенгуру" - абсолютно профессиональная группа, самая, видимо, известная из пензенских, существует давно, записала 7 магнитофонных альбомов и CD "Зангези". Стиль группы в программе фестиваля иронически определен как "туркменский биг-бит", но в действительности напоминает стиль групп "АукцЫон" и "Вопли Видоплясова" Содержание песен более реалистическое (условно говоря, немного в сторону раннего "Чай-Ф'а"). Однако внутри этого стиля группа вполне самостоятельна и самобытна. Ее вокалист и автор песен Юрий Козлов чрезвычайно артистичен, остроумен и хорошо поет, а группа вполне прилично играет и в рамках сугубо импровизированного концерта быстро "ориентировалась" на сцене.

Валерий Давыдов - знаток рок- и джазовой среды Пензы (он вел концерт и делал это хорошо) и, по-видимому, очень интересный джазовый педагог. В его коллективе играют часто весьма молодые музыканты, но при этом весьма интересные. Один из самых неожиданных его учеников - совсем юная Ольга Ольцева (р.1982), которая играет джаз на баритон-саксофоне и делает это действительно хорошо - кажется, у нее есть элементы самостоятельного импровизационного мышления. Превосходен был также мальчик (имени я не выяснил) примерно того же возраста, который импровизировал на трубе - резко, жестко и драйвово.

Из других коллективов допустимо отметить группу "Все можно" (сведения о своем составе и дискографии не представили, несмотря на мою просьбу). Это странный гибрид русского панк-рока, рэпа и джаза (группа состоит из 1) солиста и автора песен Володи, который играет на бас-гитаре, 2) саксофониста, 3) еще одного гитариста - кажется, уже на 6-струнной - и 4) барабанщика). Это по идее вполне интересно, но работа этой группы выглядит сыроватой, а манера солиста Володи - излишне пафосной.

(Кроме того, мне была передана кассета с записью популярной в Пензе рок-группы "Красная Свобода", но она мне не понравилась. Очень профессионально сделанные поп-песни, относительно интересные по музыке, но, по-моему, коммерческие по результату; на "Нашем радио" песни такого типа иногда крутят, но, по-моему, на "Нашем радио" они в основном получше...)


ТЕАТР

Из театральных коллективов Пензы, участвовавших в фестивале, очень большой интерес вызывает Мастерская театра пластики и импровизации Елены Каралашвили. Ее спектакль "Экзерсис" (постановка 1997 г.) поэтичен и внутренне значителен. Спектакль соединяет черты лирической буффонады (в духе, например, клоунской группы "Лицедеи", но у Каралашвили тоньше) и антропологического, экспериментального театра (от идей Ежи Гротовского до театра экспрессивной пластики Геннадия Абрамова). Участники спектакля, молодые женщины и мужчины, экспериментируют с индивидуальными масками и различными типами и аспектами театральности как особого состояния человека: то они принимают гротексные облики (костюмы, манера поведения) различных типажей ("отсутствующая интеллигентка из Серебряного Века", "мрачный бузотер", "девушка-юноша", "девчонка-невинная-и-отвязанная"), то остаются в домашних тренировочных костюмах и принимают участие в некой репетиции, то перевоплощаются в персонажей театра теней, то переодеваются в туники. Стилизованные туники, которые появляются на актерах в финале спектакля становятся знаками недостижимого, но желанного преображения людей в творческом театральном усилии. Персонажи то сливаются в единое тело, то выясняют отношения; индивидуальность каждого возникает - причем в разных ипостасях: как индивидуальность артиста и как индивидуальность маски, - исчезает и вновь возникает. Все это пронизано стихией игры, спектакль часто откровенно и сознательно смешной. Персонажи-мужчины (их два) переносятся в условный мир соперничества и мечтаний, показанный с юмором и сочувствием. Так, вокруг одного из них, задумавшегося, обтрепанного и неприкаянного, вдруг начинают из ниоткуда - благодаря особой конфигурации сцены, напоминающей фрагмент студенческой аудитории - появляться танцующие в воздухе женские ножки. И это смешно, грустно и красиво. Режиссер Елена Каралашвили участвует в спектакле - она и режиссер, и играет режиссера в сценах репетиций, пародирует привычный образ режиссера и произносит замечательный, абсолютно серьезный монолог перед спектаклем.

В фестивале участвовал также театр "Эксперимент" под руководством Александра Авдонина; была показана постановка пьесы испанского драматурга Алехандро Касоны "Утренняя фея" (наиболее известная в России пьеса Касоны - "Деревья умирают стоя"). Коллектив, занятый в постановке - люди совсем молодые, это один курс театрального отделения пензенского института культуры. Если театр Е.Каралашвили уже зрелое и самостоятельное явление, то в случае театра "Эксперимент" речь идет скорее о том, что это сильный и живой курс (мне понравилось, как ребята общаются после спектакля) и у них впереди много интересного. Возможно, в перспективе - если есть такая возможность - стоило бы организовать для них мастер-класс какого-нибудь хорошего московского педагога, режиссера или актера.


ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ

29 октября в 15.00 пресс-конференцией в Литературном музее открылся фестиваль "Культурные герои XXI века" в Пензе. От оргкомитета присутствовал Сергей Кошеверов.
На пресс-конференции присутствовали журналисты изданий: "Молодой Ленинец", "Точка зрения", "Новая биржевая газета" и ряда других, а также телеканал "Экспресс-ТВ". Всем присутствовавшим была представлена структура фестиваля на федеральном и местном уровнях. После ее окончания прошла литературная часть фестиваля. На ней были представлены произведения следующих пензенских авторов: Сергей Вилков (отрывки из романа "1+1"), Юрий Аношин (пьеса "Офелия"), Владимир Саунин (стихи), Владимир Лакодин (стихи), Ирка Ларин (рассказ из серии "Искорки") - трое последних представляли литературно-пивное общество "Скунс" и одноименный альманах. Редактор журнала "Симбиоз" Андрей Рубцов представил текст Алексея Игошина "Микофилия", который сам автор прочитать не решился. Вслед за этим Павел Атаманчук представил свой визуально-текстовый журнал "Зеленый медвежонок" с литературными приложениями. Тема визуальной поэзии была развита Михаилом Разуваевым. Он представил книги-объекты, рукописный журнал визуальной поэзии "Гоглус" и приложение - слайд-версия иероглифической теории Гейнгольца. В ожидании автора "Смертельно зеленого" Ильи Червякова, А.Рубцов прочитал некотрые свои тексты. Затем свои слайд проекты продемонстрировали Анна Разуваева ("Полотна") и Tasha (Наталья Разуваева) - «Смотрители клумб».
Илья Червяков появился по завершении литературной части.



ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ

29 октября
Литературный музей
15.00 Пресс-конференция.
Литературный фестиваль.
Владимир Лакодин. Стихи.
Алексей Игошин. Микофилия.
В.Саунин. стихи.
Юрий Аношин. Офелия. Трагифарс.
Женя Лакодина. Стихи.
Сергей Вилков. Отрывки из романа "Похождения Наташки Фернандель..."
Ильяз Поляков. Стихи.
Ирка Ларин. Рассказы.
Илья Червяков. Смертельно зеленый.
Андрей Рубцов. Разное.
слайд-проекты Анны, Натальи и Михаила Разуваевых.
Альтернативные литературно-художественные издания г. Пензы.

30 октября
Литературный музей
11.00 Открытие выставки художников:
Сергей Вилков.
Михаил Разуваев. "Мертвецы города Пензы". "Шедевры мирового искусства". Книги-объекты.
Анна Разуваева. "Мам и Беб". Айфрид.
Наталья Разуваева. "

Музыкальный зал "Хокенс"
18.00 Группы "Облако",
"Кенгуру",
джазовая команда Валерия Давыдова,
Александр Рассказов, рок-бард

31 октября
Пензенское училище культуры и искусств
14.00 Театр "Эксперимент". Реж. А. Н. Авдонин.
Алехандро Касона. "Утренняя фея". Испанская легенда.
просмотр для жюри

Городская школа искусств
19.00 Мастерская театра пластики и импровизации Елены Каралашвили. "Экзерсиз"
Закрытие фестиваля.



ПРЕССА О ФЕСТИВАЛЕ

17.11.99
Начали с чтений в Литературном музее. И уже эти чтения внятно продемонстрировали нонконформистские установки фестиваля. Читайте текст статьи "Непривычное искусство в промышленной зоне" в "Независимой газете"

03.11.99
Радует, что Пенза подключилась к культурной акции одной из первых. Наш город стартовал вторым (первой была Самара). Читайте текст статьи "Герои андеграунда выползли из подполья" в газете "Молодой ленинец" (Пенза)

03.11.99
Итак, Пенза примкнула к проекту "Культурные герои 21 века". Фестиваль должен дать возможность заявить о себе молодым и талантливым провинциалам, которые и подразумеваются под культурными героями 21 века. Читайте текст статьи "Культурные герои 21 века" в газете "Точка зрения" (Пенза)







Если вы живете в г.Пенза, занимаетесь современным искусством и хотите принять участие в фестивале "Культурные герои 21 века", присылайте ваши заявки.
Координатором программы в г.Пенза является Андрей Рубцов
a_rubtsov@mail.ru

на главную | музыка | театр | литература | изобразительное искусство | guelman.ru | vesti.ru | ezhe.ru | mail.ru | au.ru
ссылки по пензе

страница андрея рубцова

"penza interactive"

карта города

сведения о городе

интернет-ресурсы

официальный сайт


ГОРОДА-УЧАСТНИКИ:
Архангельск
Астрахань
Барнаул
Владивосток
Вологда
Воронеж
Екатеринбург
Иваново
Ижевск
Иркутск
Казань
Калининград
Кемерово
Курган
Комсомольск-на-Амуре
Мурманск
Нижний Новгород
Новосибирск
Омск
Пенза
Пермь
Петрозаводск
Пушкин
(Царское Село)

Рязань
Самара
Саратов
Смоленск
Тверь
Томск
Тула
Тюмень
Уфа
Хабаровск
Челябинск
Южно-Сахалинск
Якутск
Ярославль



Союз Правых Сил







































Новости культуры в РЖ





RB2 Network.

RB2 Network.



А вот и наши баннеры:







Copyright © Галерея Гельмана
Allright reserved
www.reklama.ru. The Banner Network.
Дизайн: LINXY-GFX
при участии:
И.Овчинникова, Ю.Гордона,
Ю.Радошовецкой, К.Спайдера, Н. Кириченко
Все текущие вопросы по сайту - Дм.Беляков
Создание и поддержка: http://www.guelman.ru/