2 декабря
Николай ДМИТРИЕВ
В Якутске холодно. Как ни странно, особенно зимой. Так что температурный режим города и республики не был открытием (по крайней мере для информированного сознания, тело же было приятно поражено и освежено). Открытия ждали меня на фестивале. Несмотря на мое давнее заочное знакомство с якутской культурой (в особенности, музыкальной) я был поражен той концентрации (на самом деле неудивительной) традиционной культуры на небольшой освоенной территории большой неосвоенной страны.
Фестиваль был организован в короткий срок, весьма профессионально и презентативно. В том вижу заслугу якутского номинатора Антониды Корякиной - опытного и умелого менеджера. Во-первых, за два дня перед нами прошла широкая панорама культурной жизни республики, включающая максимум жанров и категорий. Во-вторых, на всех событиях присутствовала заинтересованная публика. И, в-третьих, фестиваль вызвал большой интерес у многочисленных представителей масс-медиа, что немаловажно для продвижения новой культуры в социум.
В программу фестиваля входила художественная выставка и несколько концертов, но основным событием было двухдневное действо, собравшее на сцене Театра эстрады несколько десятков музыкантов, групп и поэтов. Причем были представлены все возможные музыкальные жанры - от академической певицы до рок-групп. Поразило огромное количество, как молодых начинающих, так и вполне известных и раскрученных, поп-звездочек и эстрадных див, возглавляемых локальной Аллой Пугачевой - Жанной Добровольской. При этом уровень исполнительниц, конечно, был разный, но в целом весьма достойный, и среди множества поющих девочек, несомненно, оказались будущие поп-звезды. Были и танцевальные ансамбли и солисты-танцоры, среди которых наибольший интерес вызывали артисты основывающиеся на национальной традиции.
Но подлинным открытием фестиваля явились несколько групп и солистов, которым удается органично соединять свои почвенные, этнические, фольклорные культурные традиции с современной, актуальной формой сценической презентации. Прежде всего это солисты-певцы Любовь Столярова и Анатолий Бурнашев и группы ДАПСЫ и АЙТАЛ. Этих музыкантов было бы интересно представить на московском фестивале и позже попытаться продвинуть на мировую сцену, потому что именно такой охранительно-развивающий подход к национальному наследию может и должен служить своей культуре в мировом контексте.