
пресса о фестивале
ПРАВДА
1999, 10.12
"КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ" снимает штаны
Владимир ПЕТРОВИЧ
Фестиваль "Культурные герои XXI века" станет одной из предвыборных агитационных акций "Союза правых сил".
О характере этих акций очень ярко свидетельствовали показанные по телевидению массовые праздники, устроенные праводельцами в Челябинске и Петербурге, участники которых, подогретые рок-ансамблями, скидывали исподнее и истошно вопили: "Ты - прав!"
Новый фестиваль намечено провести с октября по декабрь. Так называемые номинаторы выберут на региональных фестивалях лучших, на их взгляд, представителей литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. В декабре фестиваль завершится в Москве, где и будут определены культурные, на взгляд праводельцев, герои грядущего века.
Об их пристрастиях можно судить, однако, уже сейчас по результатам фестиваля "Неофициальная Москва", проведенного как бы в пику состоявшемуся Дню города. Его "героем" стал, например, так называемый художник Олег Кулик, прославившийся тем, что однажды зимним вечером выбежал на улицу голым на четвереньках, принялся кусать людей, прыгать на капоты автомобилей и, разумеется, лаять, представляя, таким образом, свой очередной "художественный" проект. Не менее дерзкое "произведение" представил и Анатолий Осмоловский, взобравшийся на плечо памятника Маяковскому, чтобы выкурить там, на высоте, сигару. На этом фоне Александр Бренер, вскочивший в трусах и боксерских перчатках на Лобное место, принявший боевую стойку и, повернувшись к Спасской башне, вскричавший:
"Ельцин, выходи!" - выглядит безнадежным традиционалистом. "Но по-настоящему неофициальная Москва - это город полусгнившего бревенчатого мостика в Битцевском лесопарке, город малогабаритных квартир на окраине, с рассыхающейся мебелью и поющими за окном соловьями... Жаль, что по этой Москве нет ни путеводителя, ни каталога", - говорит один из участников фестиваля, куратор литературного клуба "Авторник" Дмитрий Кузьмин. Что ж, верно. Лирично. Горько. Но при чем тут лощеный Кириенко, самовлюбленный Немцов, напомаженная Хакамада? Почему они-то липнут к заумным поэтам, шизующим художникам, заигрывают с беснующимися фанатами одержимых децибелами рок-групп. Неужто не понимают, сколь зыбка почва подобного электората? Но другого, видимо, нет.
На посвященной открытию очередного фестиваля пресс-конференции Сергей Кириенко заявил, что таким образом "Союз правых сил" как бы предъявляет обществу свою культурную политику. Хороша культура - со спущенными штанами!
Правда, нашим мастерам культуры привычен или властный патронаж, или оппозиция к нему. Провозглашаемый Кириенко эстетический нейтралитет для них - новость. Поэтому и проект "Золушка" трактуется ими как поддержка левого искусства правыми силами. Возможно, поэтому Кириенко и его соратники делают ставку на молодых, не отягощенных предрассудками художников, актеров и музыкантов. Надеясь, что именно "золушки" станут их союзниками и поверят, что Москва превратится в культурную столицу мира, как Париж и Нью-Йорк. Хотя это трудновыполнимое обещание и кажется предвыборным преувеличением.
|