
пресса о фестивале
"КУЗНЕЦКИЙ КРАЙ" (Кемерово), 16.11.1999
Первый тур тусования
Наталья КИМ
13 и 14 ноября в Кемерове затусовались представители актуальных и
концептуальных течений в области театра, музыки, литературы и визуальных
проектов. Поводом для смотра некоммерческих художественных сил стал фестиваль
"Культурные герои 21 века". Точнее, его региональный этап. Завершится эта
культурная акция в Москве 3-10 декабря. Предположительно, там будет
представлено с полсотни лучших региональных проектов по всем перечисленным выше
номинациям. Внеконкурсная программа обещает совместные выступления конкурсантов
с известными деятелями искусства.
Российский фестиваль "Культурные герои 21 века" явился логическим продолжением,
своего рода расширенной версией столичной акции "Неофициальная Москва", которая
состоялась в сентябре сего года. Ее провели по инициативе нескольких известных
личностей: политика Сергея Кириенко, галереиста Марата Гельмана и лидера
движения "Московская альтернатива" Андрея Быстрицкого.
Фестиваль "Культурные герои..." проводит одноименный фонд, учрежденный Маратом
Гельманом. География проекта - Архангельск, Владивосток, Воронеж, Екатеринбург,
Иркутск, Казань, Калининград, Тюмень, Краснодар, Красноярск, Нижний Новгород,
Новосибирск, Омск, Пермь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Самара, Саратов, Тверь,
Тольятти, Томск, Уфа, Челябинск, другие российские города. И Кемерово, конечно.
Механизм акции прост: эксперты из Москвы выезжают на места и отсматривают энное
число проектов. Затем некоторые из них рекомендуются для заключительного этапа
(читай: для поездки в центр). К нам явились два эксперта: Андрей Борисов
руководитель ассоциации "Экзотика", музыкальный критик, и Илья Кукулин кандидат
филологических наук, литературный критик, постоянный автор приложения к
"Независимой газете" "Ex Libris-НГ" и член редколлегии сетевого журнала
"TextOnly".
С нашей стороны организатором выступил центр "Siberia Nova Kultura".
Соответственно все мероприятия (за исключением конкурсного просмотра спектакля
театра "Ложа") проходили в литературной гостиной КемГУ....Первый фестивальный день открылся спектаклем "По По". Им же и закрылся
театральный сегмент конкурсной программы. Местные этот спектакль видели
неоднократно, а посему в "Ложу" отправились преимущественно гости "из-за
рубежа".
Затем в гостиной университета открыли выставку "Сибирь. Наступление зимы".
Собственно зимних произведений было два: белое слово "зима" на черном фоне и
ч/б снимок заснеженного поля. Но концептуализм хорош тем, что в рамки концепции
можно уложить все. Вот и здесь куратор выставки Игорь Давлетшин объяснил
публике, что зима в Сибири долгая, и каждый художник подвержен ее влиянию... А
сама по себе экспозиция, выстроенная силами Дмитрия Кравчука и пятнадцати
кемеровских и новокузнецких фото- и просто художников, смотрелась хотя и
эклектично, но вполне достойно. Были представлены и вполне традиционные жанры
(живопись, фотография), и новотехнологичные (компьютерная графика).
Самой богатой и разнообразной оказалась программа музыкальная. Организаторы не
поленились пригласить новосибирскую группу "Nuclear Lоsь" и томскую "Будни
лепрозория".
Второй день начался с "Литературных РазноЧтений" c участием Сергея Самойленко,
Дмитрия Мурзина и др. Литературный критик Кукулин (эксперт) высказался в том
духе, что было хорошо, да мало. Подробнее о "вербально-филологическом" аспекте
фестиваля "Кузнецкий край" расскажет в полосе "Изящная словесность" 27 ноября.
Большую аудиторию собрал показ арт-видео. В условиях Западной Сибири это
разновидность Home Video, но с претензией на художественный образ. Иной раз
претензии оказываются обоснованными.
Практически все образцы кузбасского художественного видео (из того, что
показали на фестивале) представляют собой попытки сделать клип нарезать всего
побольше и положить это на музыку или на умные мысли. Проблема номер один в
этом случае затянутость. Клип протяженнее двух с половиной минут уже не клип, а
тягомотина. Поэтому до поры безграничные возможности S-VHS играют с
home-клипмейкерами злые шутки. Наверное, будь у авторов чуть получше с чувством
ритма, то и протяженность их лент не бросалась бы в глаза, но и c ритмом, и с
композицией у них тоже возникают проблемы. Наиболее выигрышно показались на
общем фоне работа Вадима Горяева (без особых выкрутасов, коротко и динамично),
проект "Дуван-видео" (немного затянуто, но красиво, с точки зрения видеоряда) и
короткометражный фильм кемеровской "Студии экспериментальных телепрограмм"
(практически не к чему придраться и с юмором). Массу эмоций вызвала
порнометражная лента кемеровских кинематографистов про Красную Шапочку.
После удачного аудиовизуального дебюта Сергея Малкина "Физалис" на его
совместный проект с Дмитрием Кравчуком "Fractal Heads" возлагались большие
надежды. Увы и ах! этот проект показался менее органичным. Очевидно, что в
любом виде творчества (и в синтетических разновидностях тоже) следует
остерегаться самоповторов....В понедельник московские эксперты отправились в Москву, а участники
фестиваля по домам ждать решения и вызова "большого жюри", куда входят лидер
союза правых сил С.Кириенко и председатели тематических советов фестиваля:
директор коллекции современного искусства музея "Царицыно" А.Ерофеев,
музыкальный критик Н.Дмитриев, драматург А.Гельман, поэт Д.Пригов.
Кто, на взгляд авторитетов актуального искусства, станет культурными героями 21
века, выяснится в декабре. Главное же завоевание подобного рода мероприятий
неформальное общение и налаживание простых человеческих связей между сложными
творческими людьми.
|