
пресса о фестивале
"ВЕЧЕ ТВЕРИ СЕГОДНЯ", 25.11.99
Поиски Золушки продолжаются
Наталья ЗИМИНА
Над моим столом висит красивая афиша: "Фестиваль "Культурные
герои XXI века" в Твери. 4--7 ноября". Не верь глазам своим.
Мы уже выслушали столичных экспертов во главе с поэтом
Дмитрием Пориговым, подвели итоги. А фестиваль-то,
оказывается, продолжается.
Очередная фестивальная выставка открылась в месте, казалось
бы, чуждом самой идее "поискам Золушки" -- в выставочном
зале тверского отделения Союза художников России.
Искусствовед Татьяна Бойцова представила ее как "знакомство
с теми, кого мы давно знаем". Причем так и не удалось толком
узнать, как же все-таки формировалась экспозиция, как
отбирались авторы. Похоже, просто выставилась дружная
компания. Но компания очень основательная: Борис Федоров
назвал получившееся "маленьким Манежем", имея в виду
жанровое и стилистическое разнообразие.
Такого "дикого, но симпатишного" в Союзе художников давно не
было, если не считать выставку псковских гостей. Возможно,
именно благодаря спонтанности -- авторы сами отобрали и сами
повесили и расставили свои работы -- получилось очень
изысканно и мило. Художники явно несли лучшее и размещали
так, как сами сочли нужным. Наталья Эверт, например,
выставила только одну маленькую вещь, но она расположена так
(стекло все-таки материал, очень зависимый от освещения),
что вокруг нее можно ходить часами.
Та же Наталья Эверт заметила, что выставка не перегружена, в
ней много воздуха. Поэтому, кстати, выставка выполнила свое
предназначение -- помогла в обнаружении "Золушек".
оказывается, Сапар Султанмуратов выставляется уже лет шесть.
Но на больших коллективных выставках его вещи как-то
проходили незамеченными. Здесь же народ долго радовался его
керамическому "Лягушачьему семейству". Много вещей выставили
молодые художники -- Шура Журавлева, Рома Усачев. Показали и
старое, и новое. Причем, что забавно, именно молодежь
оказалась ближе всего к "мейнстриму" русской художественной
традиции. Художники постарше на их фоне выглядели подлинными
радикалами. Андрей Долженко, например. Вот уж, извините,
Золушка! Чего стоит его успех в Японии, где традиционно
высоко ценят и хорошо понимают пластические формы. А с
другой стороны, солидный дядька делает удивительно молодые и
свежие вещи, именно уже из будущего века. Иногда -- не то
фаллические символы, не то авиационные контуры. Иногда --
трехмерные проекции каких-то старых богов Лавкрафта и Вэнса.
Да еще дает своим вещам прелюбопытные названия. Кто знает,
например, как в действительности, а не под электронным
микроскопом, выглядят вирусы? И тем не менее, "Вирус"
Долженко -- это именно оно и есть: "собирательный образ" до
сих пор малоизученной формы живой материи.
Эта фестивальная экспозиция не претендует на объективность
охвата всей художественной жизни Твери. Однако Татьяна
Бойцова констатировала, что представлены "черты", которые
окрашивают традиционный облик тверского искусства".
Экспертов в этот раз на вернисаже не было, информация,
однако, ушла в Москву. Будем ждать, кого в этот раз выделит
столичная критика.
Рязань-Москва
|