
пресса о фестивале
"НГ - КУЛИСА", N19,А2 27.11.1999
"Культурные герои" Нижнего Новгорода
Григорий ЗАСЛАВСКИЙ
ОБ ИСКРЕННОСТИ В ПОЭЗИИ.
Искусство не знает географической провинции.
Нижний Новгород - очередная "остановка" фестиваля "Культурные герои 21
века. В поисках Золушки". Как и в других городах - спектакли, симфонические
концерты, ночная акция "Компьютерный мир" с показом местных достижений
альтернативной моды и сменяющими друг друга нижегородскими ди-джеями;
каждого встречают так, как раньше - космонавтов. Было несколько хороших,
даже замечательных исполнителей на концерте студентов и стажеров
Нижегородской консерватории, традиционно считающейся одной из лучших на
просторах бывшего СССР - сразу после или рядом с московской и ленинградской.
Но самые сильные впечатления - от литературного вечера, почему-то с
заявленной темой "Зачем нужна поэзия?", и от гала-концерта лауреатов
фестиваля "Поют драматические актеры России" в Академическом театре Драмы.
ПЕСНИ.
Песенный фестиваль, который носит имя Андрея Миронова и был придуман
Мариной Райкиной, вошел в афишу "Культурных героев" по той простой причине,
что с первых своих шагов (нынешний фестиваль - шестой по счету) был горячо
поддержан властями Нижнего Новгорода. Теперь пришла пора сказать "спасибо"
Сергею Кириенко и Борису Немцову - под флагом их политического союза
проходит фестиваль "альтернативной культуры".
Зинаида Фейгина, актриса Казанского ТЮЗа (в котором до сих пор - после
давнего пожара " нет ни сцены, ни закулисья, даже костюмов ко многим
спектаклям нет), заняла третье место. В театре, по ее словам, у нее,
недавней выпускницы, почти нет ролей, да в театре они и не играют - играют
выездные спектакли для детей на когда более, когда менее приспособленных
площадках. Песни для нее наверное, необходимость как-то заполнить жизнь
недостающим театром. Она спела-сыграла свою собственную песню "Я жду". Это
был маленький спектакль - конечно, о несчастной любви. Запомнилась
повторяющаяся просьба-желание, чтобы тот, про кого эта песня, испытал хотя
бы чуточку от ее боли. И голос - джазовый, "широкий", с хорошим звучанием
низких нот. К слову, похожим голосом и похожей манерой исполнения отличалась
еще одна актриса - из челябинского театра "Манекен", и это сходство, может
быть, и подтолкнуло жюри к мысли поделить между ними третье место.
Второе место присудили спектаклю Челябинского театра кукол - за
спектакль "История любви. XX век в двух действиях". История XX века - это
история советских дет. причем выраженная не через гимны и марши, а в
любовных "дворовых" историях, в жестоких романсах (в этой связи, конечно,
вспоминаешь о "культурном интересе" к уличным песенкам некоторое время тому
назад, скажем, "жестокие романсы" вышли антологией, собранной известным
киевским исследователем Мироном Петровским). Спектакль хороший, и редкие
кукольные "детали" вызывают, может быть, больше нежности к прошлому, чем
самые пронзительные ноты. Одно только: многим москвичам челябинский
спектакль, который на днях побывал и в Москве, наверняка напомнит "Песни
нашего двора" Марка Розовского, которые в театре "У Никитских ворот" вышли,
как и "История любви", в 97-м.
Марина. Кулакова - известная нижегородская поэтесса, выпустившая в
этом году книгу стихов, собрала, кажется, всех лучших поэтов города. Самые
интересные - самые молодые, которым до двадцати. Собрались в конференц-зале
местного газетного комплекса, похожего на наш, который на улице 1905 года, -
чтобы "поговорить о поэзии и почитать стихи". И то и другое получилось.
"Высокая степень свободы в языке", которую отмечает Кулакова как высшую
добычу поэзии и высшую победу поэта, вела поэтов не в сторону новых
разоблачений "языка", а в сторону, наоборот, самоограничений, в первую
очередь нравственного свойства. Что, стоит согласиться, особенно
примечательно.
СТИХИ.
Марина Кулакова - известная нижегородская поэтесса, выпустившая в этом
году книгу стихов, собрала, кажется, всех лучших поэтов города. Самые
интересные - самые молодые, которым до двадцати. Собрались в конференц-зале
местного газетного комплекса, похожего на наш, который на улице 1905 года, -
чтобы "поговорить о поэзии и почитать стихи". И то и другое получилось.
"Высокая степень свободы в языке", которую отмечает Кулакова как высшую
добычу поэзии и высшую победу поэта, вела поэтов не в сторону новых
разоблачений "языка", а в сторону, наоборот, самоограничений, в первую
очередь нравственного свойства. Что, стоит согласиться, особенно
примечательно.
Это движение в сторону вечных ценностей, нравственный пафос вообще
характерны для сегодняшней русской поэзии, которой, кажется, уже надоело
прозябать на полях литературы.
Поэты не боятся признать существование системы запретов как основы
искусства. (Об этом, в частности, статья Павла Белицкого "Новая патристика",
опубликованная летом в "НГ".) Кто бы из наших не то что молодых, но даже и
начинавших в "искренние" 60-е мэтров мог бы еще вчера так наивно и просто,
открыто написать: "Я жить бы хотел для людей, а жизнь (не расслышал. - Г.З.)
случайно" (Егор Верещагин).
Или как другой поэт, Александр Курсков, в белом стихе которого есть
строчка: "Зажигались фонари, пора было становиться вместе".
Нет игры словами, нет цинического перетряхивания смыслов.
Потрясений,
правда, тоже нет, но потрясения в поэзии случаются вообще нечасто. Зато по
стихам молодых нижегородских поэтов видно, что поэзия не знает
географической провинции, провинция в поэзии - тоже языковая категория.
Вот, например, стихотворение Ирины Мочаловой, которое хочется
процитировать целиком:
Божья коровка, полети на небо.
Там сгорел твой домик из пылинок белых,
маленькие детки у тебя сгорели.
Божья коровка, путь не короткий,
за морем твой домик, за семью лесами.
Будет по дороге золотистый камень.
Принеси, коровка, деткам по обновке
- белые платья для сырой могилы,
да присядь на камень, наберешься силы.
Есть у коровки на счастье подковка,
а еще веревка на большое горе...
Божья коровка утопилась в море.
Возвращение искренности - важное "новшество" в русской поэзии
нынешнего рубежа веков. Стремление к искренности позволяет говорить вслух о
своих чувствах к Родине, переживать не только за себя и своих любимых, но и
за Россию (кажется, еще немного, и кто-нибудь из молодых повторит за
Владимиром Соколовым "Все у меня о России - даже когда о тебе...").
При этом - не в отрыве от того, что писалось в наши "года глухие", - в
строчках Ольги Горновой слышится интонация Евгения Бунимовича: "Коли в
распавшейся империи родился,/ Кому сказать спасибо, что живешь?".
|