
пресса о фестивале
"НОВАЯ СИБИРЬ", 28.11.99
Поэтические чтения "Культурных героев" прошли в "Черной вдове"
Александра ЛАВРОВА
Два вечера в веселом арте
В ПЕРВЫЙ вечер не пришла добрая половина из заявленных поэтов. Не было:
Соколова, Волова, Богатырева, Светлосанова, Миниярова, Овчинникова, Дроздовича. Причины неявки были разные. Не пришли, обратите внимание, те, кто старше, - в результате на вечере не оказалась представлена поэзия сорокалетних никак вообще. Те, кто явился показать себя миру, позавидовали отсутствующим. Отсутствовало, кстати, и обещанное московское жюри, припозднившееся на день. Зато были отвратительный микрофон и абсолютная неготовность публики слушать стихи.
Самых молодых - Аврама и Федоськину - можно было только пожалеть. Пивоваровой, вновь изменившей облик (опять челка, но яркая помада и янтарь на шее) удалось перекрыть шум своим талантом, но не сплошняком. Читала она мало, но, похоже, особенно не обиделась. Бертолло - радостная встреча, омраченная невниманием публики. Немного удалось услышать коротких афористических шуточек Марата Шерифа. А полностью взять зал смог только Лощилов, отринувший микрофон. Знание такого рода публики, артистизм, необычность манеры, прекрасный голос. Даже буйный Мизин притих, а в конце воскликнул уважительно: классик! Вполне искренне для его стадии опьянения.
Кто виноват? Что виновато? Необязательность неявившихся поэтов, выпавших из
всех процессов так прочно, что назад не хотят, оказалась им на руку. Но откуда такие агрессивность и равнодушие публики? Просто она рассчитывала на другое, ждала, когда начнут казать видео-арт. Но почему? Вопрос к кураторам вечеров.
Организационная неразбериха поразила и театральную часть проекта. Жюри не
видело первый спектакль фестиваля, первоначальное обещание сделать программки
для представлений были забыты. Но вернемся к поэзии. Как теперь кулаками ни
маши, народ без многих поэтов оказался неполный.
Второй вечер. Из жюри - Пригов и театральная критикесса Алена Карась. Из
Кемерова незапланированный Самойленко. Из лучших - опять Лощилов, на этот раз
со своим собственным радиомикрофоном. Впрочем, и местный микрофон подладили,
проблем со звуком не возникало, публика дисциплинировалась. Просеков оказался
не так страшен, как его малюют, и довольно энергиен. Из случайных - залетели
светлые птички, поэтессы про любовь. Из ПАН-клуба - Рябов-затейник, Ахавьев -
ослик Иа без хвоста, Гера Селегей с Чепурновым и девушкой Женей, призванной на помощь. Они на троих даже читали на бис финал Гериной поэмы: дама посылала в ж... Поэта и Гражданина (см. фото). Плюс наконец можно было посмотреть фильмец ПАН-клуба.
Впрочем, кульминацией видеоряда вечера был не он, и не Криспинуса творение с
прокалыванием губ, а ужастики Мизина - остроумные, смешные, просто умные,
безобразные. Много всяких малюлек. В одном сюжете было продемонстрировано
натуральное зверство и искусство рисовальщика одновременно. Иглу - в вену, и
своей кровью, через трубочку подкачиваемой, рисует Мизин автопортрет в профиль. Все кругом в крови. Приставляет свой натуральный рыжий профиль для кровавогосравнения. Я не ханжа, ханжа не я. Но крови боюсь с детства. Во всяком случае это не хуже, чем публичный онанизм - натуральный свой член в дырку, проделанную на носу портрета. Называется "Насморк". В общем, много чего забавного.
Далее привожу высказывания членов жюри по поводу их впечатлений от
новосибирских героев.
Дмитрий Александрович Пригов: "Как всегда, такие большие вечера представляют
большой разброс и по стилистике, и по качеству. Я поездил по разным городам, и, пожалуй, это наиболее интенсивный вечер в смысле литературных впечатлений.
Заключительная часть из видеосюжетов была на европейском уровне, особенно
Мизин. Я бы выделил Лощилова. Правда, всегда впечатление от внешнего
воздействия человека отличается от впечатлений, оставляемых текстами. В Москве будут смотреть тексты, конечно".
Алена Карась: "Впечатления очень сильные. Потрясающий человек Лощилов. Я не
знаю, как с точки зрения литературы, но с точки зрения театра он артистичен
невероятно. Это, конечно, здорово. Не знаю, насколько серьезно у вас существует эта среда, но то, что у вас в городе сюда приходят люди, - это невероятно. Страна больше не страна, это серия маленьких стран, и, конечно, Новосибирск - это столица какой-то другой страны. Мы соединены все еще языком, слава Богу. То, что здесь происходит, - гибридная форма художественной жизни, интеграция в европейскую культуру, но не поглощение ею. Гениально".
|