
пресса о фестивале
"ИЗВЕСТИЯ", 03.12.1999
У правых действительно есть культурная политика.
Николай ЛЕОНТЬЕВ
Четыре месяца назад, когда Сергей Кириенко объявил о своем патронаже
над фестивалем "Неофициальная Москва", обозреватели как высоколобой, так и
желтой прессы пожимали плечами. Логика была такая: невозможен альянс между
правым (читай "солидным") политиком и левой (читай "маргинальной") культурой,
которую олицетворяют имена идеологов фестиваля Марата Гельмана и Вячеслава
Курицына. Более дальновидные возражали - альянс этот совершенно обоснован,
поскольку и правая политика и экономика, и левая культура исходят из одного
тезиса: в центре любого процесса находится свободный самостоятельный субъект
(коммерсант или художник), готовый брать на себя ответственность за продукт
и последствия своих действий.
Объявленная вскоре Сергеем Кириенко и "Неофициальной Москвой"
(обозначенной теперь уже как "движение") акция "Культурные герои XXI века,
или в поисках Золушки" показала, что в деле поиска новых имен правые также
намерены быть первыми. В тридцати с лишним городах России прошли фестивали
по образу московского. В Екатеринбурге открыли первый в мире памятник
человеку-невидимке (вот акция, которая как раз может показаться маргинальной
шуткой, но все туристы отныне из всех городских монументов прежде всего
будут интересоваться не сталинским Свердловым и не перестроечным Жуковым, а
именно этим объектом перед входом в областную библиотеку). Художники, не
обласканные местной властью (а местными властями, как правило, обласканы
именно статусные маргиналы - номенклатурная шестидесятническая элита),
выступили и выставились в лучших залах. Две сотни приглянувшихся экспертам
Золушек приезжают в Москву, где 3 декабря начинается финальная часть
"Культурных героев".
|