
пресса о фестивале
"НОВАЯ ГАЗЕТА", N46,А3, 06.12.1999
Из золы в культурные герои
Николай ЮСУПОВ
До 10 декабря в Москве будет проходить фестиваль искусств "Культурные
герои 21-го века, или В поисках Золушки". Двойное название объясняет двойную
цель событий: фестиваль должен представить культуру обязательно современную
и обязательно неизвестную, провинциальную. Для этого экспертный совет
объездил более тридцати городов России, в которых 19 октября-19 ноября
прошли свои фестивали культурных героев. И отобрал лучших.
Инициатором фестиваля стал Сергей Кириенко, который входит в президиум
экспертного совета (вместе с Маратом Гельманом и Дмитрием Александровичем
Приговым). Но акцию не стоит воспринимать лишь как предвыборный ход для
привлечения молодых избирателей. Или прямую трансляцию вкусов кандидата в
мэры. По словам Пригова, "...некоторые вещи, выбранные жюри, могут не
нравиться Кириенко, но они и не должны ему нравиться".
Главное в фестивале - дать шанс провинциальным талантам начать карьеру
в столице России. И члены экспертного совета фестиваля могут реально помочь
молодым, ведь в него входят Тимур Кибиров, Екатерина Деготь, Вячеслав
Курицын, Александр Гельман, Александр Ф. Скляр и другие. На первом этапе
проекта "Культурные герои 21-го века" состоялось около трехсот мероприятий в
городах России. И все события были очень разные, несмотря на ограниченное
количество фестивальных видов искусства - театр, музыка, литература и
изобразительное искусство. Никаких особых рамок для мероприятий (типа четких
стилистических и жанровых границ) проект не предусматривал. От организаторов
городских фестивалей требовалось лишь представить актуальные тенденции в
современном искусстве. И те выбирали по своему разумению.
Возможно, поэтому некоторые мероприятия оказались демонстрацией
культурных достижений города перед москвичами. То есть устраивали их совсем
не юные "Золушки", которым действительно нужен шанс, а именитые деятели
искусства, которых и так любят, и не только жители родного города.
(Так, например, известный театральный режиссер Праудин представил на
екатеринбургском фестивале свой спектакль "Житие Феаронии".) Но это было
скорее исключением, чем правилом.
Провинциальное изобразительное искусство оказалось занимательным и
выразительным. Хоть вывози всех участников на московский фестиваль. В
Екатеринбурге художник Александр Шабуров открыл небольшой памятник человеку-
невидимке, похожий на могильную доску. На плоском камне удалось запечатлеть
следы ног какого-то неизвестного (не видимого зрителям) человека. В том же
городе художницы-феминистки поменяли на входе в метро букву "М" на свою
любимую "Ж". Калининградские художники Антон Щербаков и Артем Дмитриев
заявили себя новыми космонавтами-исследователями: в хирургических костюмах,
с журналом наблюдений и камерой-мыльницей. Но готовились они не к полету в
космос, а к замуровыванию в нишу. Чтобы предстать в мир иной (21-й век) в
качестве последне-первых артефактов тысячелетия. Среди работ пензенского
фотографа Михаила Разуваева на фестивале была представлена серия "Мертвецы
города Пенза", включающая около двухсот изображений тех, чьи негативы
валялись на помойке похоронного бюро.
Иногда у зрителей возникали сложности с определением вида искусства.
Например, перформанс жанр визуального искусства, не включенного устроителями
в проект, - можно было понимать и как изобразительное искусство, и как театр.
Из этой серии была акция Александра Константинова "Без остановок"
(Тверь), которую, наверное, следует отнести к социальному уличному театру.
Переодевшись старухой, Константинов расположился на лавочке и начал
продавать пирожки по ценам, близким к советским. С интересом и пониманием
реагировали на художественный "протест" все прохожие, кроме настоящих
старушек.
Более привычные спектакли, в том числе показы мод, можно было увидеть
в больших количествах в любом городе-участнике. С бежаровскими наработками в
танце, с использованием современной и этнической музыки и прочими делами.
Примерно такая же ситуация сложилась на фестивале с музыкой.
Маргинальной и при этом незанудной музыки было очень мало. Новые герои
блистали в основном в джазовых импровизациях, роке, электронике и всякой
альтернативе, знакомой по "MTV"..
В Екатеринбурге в рамках музыкальной программы "Культурных героев 21-
го века" прошел финал фестиваля "Урал-Рок-99", в котором выступали
мастодонты российского рока.
Что касается литературы, то везде состоялись литературные чтения, а
также презентации журналов и книг. В пензенском Литературном музее артисты
читали лермонтовского "Героя нашего времени", потрошили книжку и выкладывали
из страниц замысловатые дорожки. Зрителям приходилось топтать классику и
внимать новой литературе. И это было не так ужасно, потому что, по оценкам
критиков, в каждом городе было что послушать и почитать.
Кто приедет в Москву, мы узнаем непосредственно на выставках,
концертах и спектаклях. Сейчас известно, что всего отобрано около 50 лучших
культурных проектов. Внеконкурсная программа включает совместные выступления
новых героев с известными музыкантами, литераторами и художниками. Так что
можно надеяться, что фестиваль "Культурные герои 21-го века" станет не
только событием для его участников и искусствоведов, но и настоящим
праздником для всех.
|