
пресса о фестивале
"КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА", 07.12.1999
Великая неофициальная мечта
Алена ИВУШКИНА
С 3 по 10 декабря в Москве проходит финал конкурса "Культурные
герои XXI века"
Есть такой фильм о завоевании места под солнцем, где Том Круз с
Николь Кидман, по сюжету - ирландцы, состязаются в скачках за клочок
оклахомской земли. Москва для творческой натуры из провинции - что
Америка для европейца времен колонизации. До сих пор вписаться в ее
культурный контекст можно было только в порядке частных усилий. Финал
фестиваля "Культурные герои XXI века, или В поисках Золушки" -
мероприятие наподобие оклахомских скачек, в порядке приза
предоставляющее место в контексте.
Сама "Золушка" - продолжение прошедшего в столице в Дни города под
эгидой Сергея Кириенко фестиваля "Неофициальная Москва", привлекшего
внимание широкой публики к целому пласту живой городской культуры и к ее
деятелям - молодым людям, не вписавшимся в структуры государственных
учреждений и реализующим свои амбиции самостоятельно. Оставаясь за
пределами официальной культуры, они привыкли работать без зрителей,
слушателей и осознавать свое дело как сугубо личное, скажем, режиссер
Володя Епифанцев просто не мог найти иного помещения под свой театр,
кроме заброшенной фабрики, и вместе с музыкантом Алексеем Тегиным создал
целый культурный центр на заброшенной мануфактуре - "Фабрику
кардинального искусства". "Неофициальная Москва" показала, что именно
такие проекты, а не всем известные государственные организации являются
актуальным искусством. С 19 октября по 19 ноября прошел подобный смотр
современной культуры в более чем 30 городах России (исключая обе
столицы). С 3 по 10 декабря на московских площадках в рамках финального
тура конкурса будут представлены около 50 лучших персональных проектов,
отобранных экспертным советом по четырем номинациям - литература,
театр, музыка, изобразительное искусство. Среди них есть проекты столь
высокого уровня, какой и в столице встретишь нечасто. По крайней мере
так охарактеризовал один из членов президиума экспертного совета Дмитрий
Александрович Пригов аудиопрограмму Membranoids калининградского дуэта
Максима Сергеева и Данилы Акимова.
Не обошлось, правда, без неувязки: многие региональные деятели
актуальной культуры, вроде воронежских литераторов Александра Анашевича
и Елены Фанайловой, и без того "прописанные" в столичном контексте
(Фанайлова в этом году стала лауреатом петербургской премии Андрея
Белого) в "Золушку" играть не стали. А между тем они - наиболее яркий
пример тех самых "культурных героев XXI века", которых фестиваль хотел
бы представить широкой общественности. Единственным шансом организаторов
фестиваля все же включить их имена является внеконкурсная программа -
своего рода показательные выступления.
Один из экспертов фестиваля, поэт Дмитрий Воденников, удачно назвал
"Неофициальную Москву" единственно официальной (т.е. единственно
существующей) для него и для творческих людей его поколения. По ходу
фестиваля выяснилось, что яркие региональные деятели неофициальной
культуры до сих пор были лучше известны в столице, чем у себя на родине.
Так что "Золушка" не только показала Москве, что и в регионах есть
ди-джеи и видеоарт, но и предъявила провинции ее героев. "Культурные
герои XXI века" стали в городах России даже большим событием, чем
фестиваль "Неофициальная Москва" в столице. После него возникли
"Неофициальная Рязань", "Неофициальная Астрахань", "Неофициальный
Сахалин", желающие и дальше сотрудничать с
единомышленниками-фестивалями. Из сотрудничества и должна, по замыслу
СПС, произрасти культура XXI века - благо сайты, база данных, контакты,
установленные за время фестиваля, позволят продолжить творческое
общение.
|