
пресса о фестивале
"ВРЕМЯ-MN", 07.12.1999
Привет из Рима!
Кирилл ИЛЬЮЩЕНКО
Художественная жизнь в России долгое время была как будто в
коматозном состоянии. Актуальное искусство перестало интересовать
Запад - и подвяли многочисленные частные галереи. Российские банки
после дефолта прекратили покупать даже Шишкина с Айвазовским, а уж
современных художников - тем более. Музеи в ужасе отбивались от
повелений все добытые в тяжелых битвах с публикой и спонсорами
деньги передавать в казну, не имея средств на новые закупки.
Наверное, рано говорить об оттепели и напрасно видеть в некотором
сезонном оживлении предвестие грядущих масштабных перемен. Однако,
сталкивая в одном газетном пространстве явления разных масштабов и
происходящие в разных зонах, можно получить картину вполне
оптимистическую. Хочется верить, что рассеянные семена уже
начинают давать всходы.
Выставка Валерия Кошлякова "С юга. К северу. На восток"
с большим успехом проходит в Иванове.
Нынче в моде регионы. Туда, в глубинку едут художественные
эмиссары Кириенко за "Культурными героями XXI века"; на
региональные проекты охотнее дают деньги благотворительные фонды.
Именно благодаря соросовскому "Открытому обществу" (ввиду
безвременной кончины Центра современного искусства), занимающегося
теперь предоставлением грантов и под художественные проекты, стал
возможен амбициозный проект Валерия Кошлякова (куратор - Светлана
Воловенская). Город невест и революционеров был выбран не случайно
- именно Ивановский художественный музей провел год назад на
деньги фонда успешную выставку "Русский Манчестер" (того же
куратора), связавшую воедино местный текстиль, авангард двадцатых
и современное искусство. И сам музей - с египетским и античным
разделами, с отличными интерьерами начала века, и город Иваново -
с его превосходными конструктивистскими сооружениями как нельзя
лучше подходили для ностальгических архитектурных фантазий
уроженца сальских степей. К тому же - открытое и не боящееся
экспериментов музейное начальство.
Какой мог бы возникнуть небывалый синтез, если бы Кошляков
выдержал до конца изначальную стратегию активного
взаимодействия-диалога с основной экспозицией! Но, видимо, помешал
страх перед неведомым зрителем, и получившаяся экспозиция
оказалась просто полноценной персональной выставкой, 600
квадратными метрами современной живописи в классическом интерьере
- затея хоть и содержательная, но не вполне революционная.
Как художник Кошляков действует сразу в нескольких
эстетических нишах, проще говоря - он эклектик. Его любимые мотивы
- туристические красоты, скопированные с какой-нибудь почтовой
открытки "Привет из Рима!", или разностильные архитектурные
коллажи. При этом его копирование совершенно добросовестно и
начисто лишено пресловутой постмодернистской иронии. Он совершенно
искренне восхищен величием римского собора св. Петра, Нотр-Дам,
Шартрского собора или венецианского Сан-Джорджо. Впрочем, свой
восторг он выражает в стиле, довольно неожиданном для любителя
классики, - живописная манера Кошлякова ближе всего к послевоенным
американским или немецким экспрессионистам с непременными
обильными потеками краски и размашистыми мазками. К этой
противоречивой смеси европейского классицизма и заокеанской
экспрессии добавляется русский ингредиент - идущее от московского
концептуализма юродствующее отношение к материалу. Вместо
холста Кошляков чаще всего использует обреченный на быстрый
распад упаковочный гофрокартон, на который наклеивает куски
бумаги, а после все это эффектно надрывает и проскребает.
Получившееся напоминает традиционалистам старую добрую
тональную живопись, а более прогрессивно настроенным -
концептуальные саморазрушающиеся объекты, не являясь в полной мере
ни тем ни другим. В результате довольны все.
В городе выставка пользуется несомненным и неожиданным для
современного искусства успехом. Ивановские зрители, похоже,
оценили бесшабашную открытость, внушающие уважение размеры
привезенных работ (метра так три на два), необычные материалы
(специально для Иванова художник изобразил прямо на белых стенах
музея при помощи упаковочного скотча римские
достопримечательности). Люди, не вполне разбираясь в контексте,
обращали внимание на главное для русского человека - искренность,
то что по-английски называется heart on the sleeve ("сердце на
обшлаге"). Бесспорная удача Кошлякова в провинции (им уже получено
предложение из музея в Твери) вселяет надежду, что пропасть между
доброкачественным современным искусством и зрителем не так уж
непреодолима, и возможно, своего настоящего зрителя оно найдет
именно с юга, к северу или на востоке от МКАД.
|