
пресса о фестивале
"ВРЕМЯ-MN", 10.12.1999
Идиотизм как стратегия
Кирилл ИЛЬЮЩЕНКО
В ЦДХ открыта международная выставка актуального
искусства "Безумный двойник"
Общеизвестно, что интерес к актуальному искусству находится у
нас на самой низкой отметке за все постперестроечные годы. Пытаясь
как-то смягчить его негативный имидж, организаторы международной
выставки "Безумный двойник" (среди них Фонд Сороса, Французская
ассоциация содействия культуре и Царицынский музей; куратор -
Андрей Ерофеев) решили по-новому представить актуальных
художников. Идея в том, чтобы показать их не как общественно
опасных хулиганов и бомбистов, а как чудаков, шутов-ерников, на
худой конец - новых юродивых, безнаказанно нарушающих всевозможные
конвенциональные нормы.
Поскольку общепринятых эстетических норм давно нет, художники
теперь проверяют терпимость социума или издеваются над штампами
массовой культуры. Изначально в этой позе вольных безумцев они
видели защиту от ангажированности и коммерциализации. В
результате, освободившись от диктата зрителя-покупателя, оказались
заложниками разветвленной системы благотворительных фондов и
структур, распределяющих гранты, довольно жестко диктующих правила
игры.
Среди участников выставки на третьем этаже ЦДХ (она является
частью кириенковского фестиваля "Культурный герой XXI века")
наиболее засвеченные персонажи московской арт-сцены - от
Константина Звездочетова, Алексея Шульгина и группы АЕС до Юрия
Лейдермана, Олега Кулика и Авдея Тер-Оганьяна. К ним добавлена
группа французов и парочка международных звезд вроде Джеффа Кунса
и Маурисио Кателлана. Актуальное искусство в том виде, в каком оно
представлено на выставке ЦДХ, никоим образом не соответствует и не
стремится соответствовать критериям искусства серьезного,
волнующего и требовательного. Тенденция последних лет (и в этом
отношении экспозиция на Крымском вполне актуальна) - движение в
сторону этакого Диснейленда для продвинутых. В моде все
движущееся, издающее звуки и непременно странное, но не страшное.
А если и страшное, то не более, чем фильмы Тарантино или
пластиковые кишки и резиновые какашки из специализированных
магазинов типа "Жуткие ужасы".
Заняв лучшую на третьем этаже анфиладу из пяти залов,
устроители попытались как-то классифицировать художников в
соответствии с их маниями и фобиями - в залах висят таблички типа
"членовредители-мазохисты" или "кулибины-изобретатели". Среди
членовредителей - московская группа АЕС с серией из шести
фотографий мужчин, бесстрастно разматывающих свои внутренности из
распахнутого живота; видео с гавкающим на любопытных американцев
голым Олегом Куликом (перформанс "Я кусаю Америку, Америка кусает
меня"). В кулибины записали Алексея Шульгина с его верным 386 IBM
PC, поющим гнусавым электронным голосом эстрадные хиты. Моей
знакомой - серьезной специалистке по перформансу из Питера -на
всей выставке понравилась только идиотски-лиричная работа под
названием "Давая имена кефирным грибкам" участника группы
"Медгерменевтика" Юрия Лейдермана. Работа состоит из лабораторного
стола, заставленного химпосудой с чем-то белым, а в развешенных
вокруг наукообразных таблицах придуманные названия грибков вроде
Abdurachman ibn Hattab.
На плакате выставки ее название и подзаголовок написаны
по-русски и по-французски. Заголовок - "Безумный двойник"
совпадает, а подзаголовок - нет. У французов написано
интеллектуальное "Идиотизм как художественная стратегия", наши
выбрали более завлекательное - "Выставка веселого искусства". В
экспозиционном бедламе Дома художника - это действительно более
точное название. Выставка новейшего искусства очень неплохо
смотрится в этой фантасмагорической цитадели искусства
коммерческого, просто добавляя к безбрежному ассортименту товаров
еще несколько артикулов.
|