
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО НА ФЕСТИВАЛЕ
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Искусство российской провинции становится на наших глазах составной частью общеевропейского художественного процесса - таков вывод экспертного жюри известных московских критиков (А.Панов, Е.Деготь), художников (Д.Пригов, Б.Орлов, О.Кулик) кураторов (А.Ерофеев, Н.Палажченко) и галеристов (М.Гельман, Е.Селина), сделанный после посещения десятков выставок, проводившихся в рамках региональных фестивалей "Культурные герои 21 века".
Стереотипное распределение культурных ориентаций России, при которых столица - это наша Европа, а провинция - ее азиатский пасынок - более не соответствует действительности. Конечно, речь идет о достаточно узком круге имен - А.Шабуров, А.Голиздрин и О.Еловой в Екатеринбурге, В.Мизин и К.Скотников в Новосибирске, Е.Кандыба во Владивостоке, И.Смирнов и О.Пономарев в Красноярске и еще около десятка художников из Тольятти, Астрахани, Нижнего Новгорода, Тюмени, Калининграда, Твери. Положим, наш Фестиваль не открывал миру этих молодых авторов- многие из них, минуя Москву, уже побывали в Европе.
Наша задача состояла в том, чтобы познакомить художников, их почитателей, критиков и коллекционеров друг с другом, связать с партнерами из Москвы и Петербурга. Фестиваль способствовал превращению ряда выдающихся фигур провинциальных художественных центров в общее культурное российское движение.
На шести итоговых выставках в Москве, которые открываются в Зверевском центре современного искусства, в Л-Галерее, в Галерее Ротонда, в Галерея Ростокино, в Галерее Гельмана и в Доме самодеятельного творчества, сделана попытка наметить основные силовые линии, по которым развивается сегодняшнее современное искусство в городах российской провинции.
Первая тенденция - шоковый "акционизм", который можно назвать жестоким и, одновременно, самопародийным театром одного актера, срежиссированным и сыгранным самим художником.
Вторая - это лукавая игра с образом художника-радикала и маргинала, опирающегося на широкий пласт молодежной рок-культуры.
Третья - это возрождение политически ангажированного искусства, которое атакует конформизм во всех его проявлениях, но, прежде всего, в эстетическом.
Четвертая тенденция обыгрывает вольные и невольные пересечения искусства и быта в приватных пространствах нашей жизни. Эстетика телеэкрана здесь прихотливо объединяется со стилизованным кичем и графоманством.
Пятое направление - это любовь к простой, оптимальной, точной и единственной форме, которая воплощает сегодняшний "дух времени" на пересечении искусства и высоких технологий.
Наконец, шестая - самая массовая и демократичная - тенденция связана с эстетикой экстравагантной, эксцентричной фотографии, стремящейся в неожиданных и даже гротескных образах документировать наше время.
Одной из целей устроителей Фестиваля было показать живую связь между искусством российской провинции, авангардным творчеством в наших столицах и современным искусством Западной Европы. Открывающаяся в Центральном Доме художника выставка "Безумный двойник" наглядно представит вместе, на одних стенах все три эти компонента нашего художественного "контекста". Эта выставка - результат сотрудничества французских и российских организаций, пропагандирующих современное искусство, - после Москвы проследует по маршруту Нижний Новгород - Самара - Екатеринбург, а летом будущего года будет показана во Франции.
Фестиваль - не единичное мероприятие. Он мыслится устроителями как периодически возобновляющаяся программа. В ситуации практически полного отсутствии поддержки современного искусства со стороны государства эта программа будет способствовать постепенному становлению механизмов профессионального художественного самоуправления.
Мировая художественная культура дала первые всходы в искусстве российской провинции. Наша задача в том, чтобы помочь им выжить и развиться на родной почве
|