29.03.2024 




Вы можете не умереть
Михаил Батин, Алексей Турчин
10.12.2013- 15.12.2013

Вы можете не умереть





«Трасса М4. Ростов - Москва» / Современное искусство Ростова-на-Дону





Лес/ Современное искусство Краснодара





Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана

Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана
Русский | Deutsch | English

























Дилетантизм в искусстве


Интервью Дмитрия Гутова

ХЖ: Ты известен своими твердыми марксистскими пристрастиями, но в твоем искусстве ничего такого не наблюдается. В чем дело?

ДГ: Просто мое искусство мне дико не нравится. Каждый раз, когда я смотрю на свою работу, то думаю - Господи, я столько переживал, у меня были такие душевные бури и вихри. И это все, что от них осталось. Мои робкие, дрожащие метафизические конструкции есть признание собственной неуверенности и встревоженности.

ХЖ: А это как-то соотносится с тем периодом политической двусмысленности, который мы сейчас переживаем?

ДГ: Скорее, уже пережили. Взбесившийся обыватель победил. Ясно, что надолго. Поэтому все, что я делал, сильно устарело. Это раньше можно было позволить себе не иметь ясных убеждений.

ХЖ: Тебе стало легче работать?

ДГ: Напротив. Степень моего внутреннего бешенства такова, что оно уже не может оформиться. Есть переживания, недоступные пластическому чувству.

ХЖ: Всемирно-историческое значение марксизма в том, что оно - абсолютный вечный учебник власти и, стало быть, насилия. Замечательно, что его атрибутируют как интеллектуальную конструкцию только тогда, когда он сам подвергается репрессии. Что же изменилось в тебе и обществе?

ДГ: Во мне-то ничего не изменилось. Просто я понял, что ничто хорошее меня не ожидает. Строится мир, в котором мне не будет места. Мир, где не будет места искусству. Есть вещи, с которыми нельзя работать. Художники бессильны перед прозой корысти и накопительства.

ХЖ: Как ты стал марксистом в неблагоприятных условиях?

ДГ: Читать Ленина я до недавнего дня не мог. У меня есть достаточно неприятный воспоминаний, со всем этим связанных. Кроме того, если хочешь научиться понимать простые тексты, ты должен приложить некоторые усилия. Когда Лифшиц называет свою книгу "Карл Маркс. Искусство и общественный идеал", то обывательскоому сознанию он не оставляет никакой лазейки. Никаких внешний эффектов, ничего модного. Это стиль, который мне нравится больше всего.

ХЖ: Ты полюбил эти тексты, когда они стали мертвыми?

ДГ: Из того, что мне известно, это самое живое. Чем буржуазная пошлость будет глубже въедаться в ткань жизни, тем смысл этих книг будет становиться более доступен пониманию.

ХЖ: А в реальной политике с кем ты, товарищ художник?

ДГ: Номинально я голосую за зюгановскую компартию. В общем списке - это левая часть спектра. Мне Осмоловский подарил книжечку Зюганова, количество тупой националистической риторики в ней превышает критическую дозу. Такие у нас коммунисты - обещают поддерживать традиционнные формы религии, сочувственно цитируют "Вехи". Так что я по нужде голосую за название, а не за существо дела. Но само-то слово "компартия" хорошее.

ХЖ: То есть ты за истинную революцию?

ДГ: Какая у нас может быть революция? Стоять со спущенными штанами перед обгорелым "Белым домом"? Мне глубоко чужда вся эта мелкобуржуазная анархия. Искусство для меня - это представление человека о достойной жизни. Поэтому искусство прямо связано с коммунистическими идеалами. А что касается революции, то у меня нет сомнения, что в истории существует смысл и за всякое тупое действие, враждебное разуму, придется отвечать. Когда жизнь устраивается таким образом, что в выигрыше всегда тот, кому нет ни до чего дела, кроме своей выгоды, то возмездие неминуемо.

ХЖ: По- моему, так Будда говорил, а не Маркс.

ДГ: Энгельс как-то заметил, что человечество начало думать диалектически до сознательного понимания диалектического метода.

ХЖ: Ты, как стойкий марксист, чувствуешь ли себя художником-политиком? Как ты вообще относишься к политизированному искусству?

ДГ: На мой взгляд, это просто неполноценное искусство, потому что политика - сфера предельного маразма.

ХЖ: Как ты относишься к международной художественной тусовке?

ДГ: На меня она производит тоскливое впечатление. Эстетические переживания в этой сфере искать не приходится. Лучше лишний раз открыть "Евгения Онегина". Ничего, кроме правоты наблюдения Маркса о том, что капитализм враждебен искусству и поэзии, я там обнаружить не могу. Если кто-то, кроме меня, воспринимает это как острое бедствие, то, наверное, у нас есть шанс что-то изменить.

ХЖ: И в соответствии с этим ты выстраиваешь свою стратегию?

ДГ: Я вообще ничего не выстраиваю. Не думаю об этом. Все рассуждения о стратегиях мне противны. Стратегия - удел ловких людей, не обеспокоенных существом дела. Просто есть вещи, которые мне всегда были важны и дороги и ради которых стоит что-то предпринимать.

ХЖ: Значит, ты еврокоммунист?

ДГ: Ну, если ты имеешь в виду академическое понимание марксизма как одной из методологий в ряду других, то это - не моя позиция. ХЖ: Насколько я знаю, эстетическое учение ортодоксального марксизма основывается на теории отражения. Что ты, как художник, отражаешь в искусстве?

ДГ: В марксизме вопрос с отражением разработан гораждо тоньше, чем представляется нашим мудрецам. Не я отражаю мир, а он отражается во мне. Хочет - отражается, не хочет - не отражается. Действительность сама по себе предельно активна.

ХЖ: Почему же она не хочет отражаться?

ДГ: Буржуазный мир настолько отвратителен, что на него лучше не смотреть. Вот почему уже импрессионисты старались расфокусировать свое зрение. Этот мир имеет очень низкий коэффициент отражения. Знаешь, есть женщины, которые всегда неудачно получаются на фотографиях. А буржуазный мир выглядит слишком отшлифовано и отвратительно гладко. Трудно изображать мир, не имеющий историчесой правоты. Вдохновляться можно только борьбой со всей этой мерзостью.

ХЖ: Скажи, а люди под красными флагами тебя не смущают?

ДГ: Конечно, они ущербны. Но то искусство, которое о них забудет, окажется еще ущербнее.












Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана



copyright © 1998–2024 guelman.ru
e-mail: gallery@guelman.ru
сопровождение  NOC Service




    Rambler's Top100   Яндекс цитирования