10.08.2022 




Вы можете не умереть
Михаил Батин, Алексей Турчин
10.12.2013- 15.12.2013

Вы можете не умереть





«Трасса М4. Ростов - Москва» / Современное искусство Ростова-на-Дону





Лес/ Современное искусство Краснодара





Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана

Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана
Русский | Deutsch | English

























Белый лист с Сергеем Ануфриевым


Края за порогом

Что такое Украинское Современное Искусство (сокр. - УСИ)?

Этот вопрос до сих пор остаётся проблемой, занимающими не только его активистов, но и деятелей международного современного искусства (сокр. - МСИ), культурных империалистов-колониалистов, после конца СССР устремившихся на Восток для увеличения своих территорий и гео-политических амбиций.

Похоже, нерешенность этого основного вопроса и остановила Западный "Культур-Блицкриг", как всегда, увязший в Восточной неопределённости и непредсказуемости.

К тому же, и в международном искусстве нет единства.

К примеру, американцы имеют четкую тенденцию считать всех интернациональных художников, живущих в США, американскими, а заодно уже и всех вообще интернациональных художников.

Конечно, украинцам так тянуть одеяло на себя просто не под силу.

Лучшее, на что они могут налеяться - интеграция в МСИ на правах европейской национальной школы.

Немецкое и Итальянское,Словенское,Чешское и Польское современное искусство - вот исторически близкие нам примеры национальных школ, интегрированных в МСИ за 90 гг.

Первая декада нового тысячелетия - время интеграции в МСИ Юго - Восточной Европы, территорий, исторически связанных с древнейшей из известных Европейских цивилизаций.

Речь идёт о т.н. Трипольской культуре, в эпоху неолита, 7 - 3 тыс. лет до н.э. распространённой на Балканах и Левобережной Украине.

В странах, расположенных ныне на этих территориях, очень сильны народные традиции в культуре.

К ним успешно обращается совр.искусство, достаточно самобытное в этом регионе.

Но по разным причинам оно до сих пор не интегрировано в МСИ.

И пока в Югославии этой причиной остаётся война,то на Украине - открытость вопроса о существовании того,что нужно интегрировать.

А если проблема самоидентификации не будет решена,то ещё,того и гляди,в содружество полноценных членов МСИ затешется "культурный репликант" без исторической памяти,этакая выбивалка золотой пыли из ковра культуры.

Необходимо сначала ответить на актуальные вопросы - "Кто Я ?", "Где Я?", "Где мои Вещи?".

Разрубить Гордиев узел проблемы без сабли нельзя.

Поэтому, оставляя Кандинского и Малевича истории МСИ, можно с полной уверенностью считать картину Бурлюка "Казак Мамай" началом УСИ.

Он стал манифестом национальной школы, точкой отсчёта украинского авангарда.

Подобно духу местности, он магически вызвал небывалый расцвет экспериментального иск-ва.

Харьков,бывший в 20х гг. столицей Украины, одновременно стал центром всего советского авангарда. Здесь жили и находили простор для деятельности крупнейшие мастера - Родченко,Татлин,Архипенко,Ермилов и многие другие.Конструктивизм до сих пор доминирует в Харьковской архитектуре.

Впоследствии,когда совр.иск-во было почти уничтожено,искорки этого затоптанного костра остались теплиться в разных городах - Харькове, Одессе, Киеве.

Во время "оттепели",в 60х гг.,из искорок снова разгорелось пламя,но Власть затоптала и его.

Новое поколение художников,развивавшее идеи авангарда(уже как чудом обретённое наследие), не было,в отличии от авнгардистов,истреблено,но вынуждено было уйти в подполье,став,наряду с преступниками и тунеядцами,антисоциальным явлением.После определений, данных Хрущёвым во время скандала в Манеже в 1962 г.,слово "авангардист" стало нарицательным.

И тем не менее,совр.иск-во продолжало существовать и даже развиваться под прессингом власти.

По крайней мере, иностранцы,интересующиеся "неофициальным" искусством (куда автоматически попадало всё,несогласное с догматикой соцреализма),могли его розыскать в мастерских художников и квартирах,где проводились неофициальные выставки и организовывались подпольные салоны.

С началом перестройки всё изменилось.

Как по мановению волшебной палочки,появилось новое поколение УСИ,причём в Киеве,где советская власть и диктат соцреализма довлели сильнее всего из украинских городов.

Отсчет украинского трансавангарда можно вести с 1986 г.,со Всесоюзной выставки в Манеже,где картина киевлян Савадова и Сенченко "Печаль Клеопатры" стала сенсацией.

В этом программном произведении,помимо стилистического своеобразия, по-новому декларировалась пост-модернистская парадигма.

Смена авангарда транс-авангардом была обозначена иконографически как смена мужского начала ЯН на женское - ИНЬ.

Казак Мамай сидел на матушке-сырой Земле (воплощении ИНЬ).

Клеопатра с чертами Трипольской Богини - Праматери, оседлавшая "Янского"тигра,стала следующим символом УСИ.

Как и Казак Мамай,она магически вызвала пышное цветение "культурной революции".

Киев стал столицей независимой Украины,одной из европейских столиц, и одновременно центром культуры и УСИ. Здесь появились западные люди,начавшие строить институциональные структуры,позволяющие интегрировать УСИ в МСИ.

Эти структуры,можно сказать,Янские по природе своей,имели целью ввести определённый порядок в Иньский хаос,некую организующую динамику в инертность местной культуры,уравновесить рациональностью ту чувственность,которая определяла украинский пост-модерн.

И они достигли своего.Динамика развития УСИ выразилась, в частности, в смене "цветения".

Переходной фазой "лета", за которой следует "завязь плодов" и "урожай".

Что важно - дерево славится не только цветами,но и плодами.

Поэтому,если символическим деревом Украины и Киева стал цветущий каштан,то вторым символическим деревом,славным своими плодами,на Украине можно считать орех.

Свечи каштана - душа Украины. Мозг орехового ядра - это её сознание.

И вот, в середине 90х гг. в Киеве появляется Институция Нестабильных Мыслей (украинское название - "Iнстiтуцiя Нестабильних Думок" - IНД).

Сформированная в среде художников,организация во многом пародирует официальные бюрократические институции (начиная с названия). В то же время,не будучи внешней по отношению к художественной среде,она сыграла организующую и мобилизующую роль для этой среды и подвела её вплотную к решению проблемы самоидентификации и самосознания.

Логотип ИНД - рисунок мозга,у которого правая, Иньская половина заполнена извилинами, а левая, Янская - лабиринтом с прямыми углами.

Это первый плод новейшего украинского иск-ва,его символ - расколотый орешек знания, где состоялось объединение двух начал,образование ИНЬ - ЯН,или полноценного Космоса.

Кроме того, объединяется на знаковом уровне восточный символ Дао (ИНЬ-ЯН) и западный символ Сознания (мозг).

Ещё сама аббревиатура ИНД указует на Индийскую традицию Вед.

Ныне в самой Индии эта традиция проходит фазу нестабильности,или период развития под знаком Шивы - бога динамики и прогресса.

Украинская традиция Ведания находится в подобном положении.Здесь в 90х гг. развилась новая наука,в частности,передовая психология и психиатрия.

Учёными уже написаны история и теория нестабильного мышления,в которых сделана успешная попытка найти закономерности в мире аномалий и хаоса,куда неизбежно погружается нестабильная психика. (см. труды Крымской научной школы, в частности, Крымской Психиатрической Ассоциации)

Основа теории - представление об относительности психической нормы и наших представлений о ней - делает её адекватной теории относительности Эйнштейна.

Таким образом,в точке относительности встречаются фундаментальные описания физического и психического миров.

Но слиться в одно они могут только в противоположной "точке безотносительности".

И это логически неизбежно.

Такова интегральная логика Эры Водолея.

Уже сейчас (в рамках ИНД) создаётся "теория безотносительности",определяющая законы

Мироздания, не разделённого на физику и психику, а взятого как единое целое.

Отсутствие границ внешнего и внутреннего, подразумеваемое этой целостностью, формирует принципиально новую картину мира, в котором "безусловность" прячется в самой глубине нестабильности, а Логос - в центре Хаоса.

Эта теория не только научна. Будучи, в потенциале, новой формой философиии и даже идеологии, она открывает дорогу иск-ву, творящему разные модели будущего - но так, чтобы видны были корни, растущие из глубокого прошлого. Находя Истину в субъективном, она проявляет перспективу в исследовании нестабильных процессов,которым занимается ИНД.

Вообще, подобные исследования нуждаются в мощной теоретической базе. Этот союз стимулирует самосознание местной худ.среды, позволяя решить вопрос идентификации УСИ.

Теперь можно смело постулировать - основой идентичности УСИ становится интегральное сознание, объединяющее полярные начала, исходя из Центра, где интенсивность всего достигает бесконечности. В данном случае, центростремительность задаётся таким аспектом идентичности, как местонахождение. Периферийность, как значение, заложенное в названии "Украина", (или в названиях "Запорожье", "Закарпатье", "Слобожанщина", и др.), обусловила центростремительность украинского менталитета.

В то же время Киев выступает воплощением Центра.

Для нестабильного культурного менталитета здесь центростремительность - единственный вариант развития сюжета, предполагающий возможность откровения.

Обнаружение точки опоры внутри, в субъективном - это внутренняя необходимость, вызванная напряжением между внешними полюсами.

В таком случае единственно возможная ментальная перспектива - "центральная", ракурсами которой являются все остальные перспективы.

И поэтому ИНД, помещая себя в периферийную зону нестабильности, стал "центром циклона"УСИ.

Его образ - мозг с культурными имплантантами, объединяющий путь Тесея по Лабиринту с путём Цао Пэя по Саду Расходящихся Тропок.

Светотень его состоит из ясной радости казака Мамая и загадочной печали Клеопатры.

Она обозначает рельеф,трёхмерность культурного ландшафта,где глубина - это безсознательное, на нестабильность которого опирается сознание,как кора на подкорку.

Периферийное Познание, направленное на Центральную Тайну - вертикаль, по которой выстраивается УСИ, его стержень или вестибулярный аппарат, позволяющий ему совершать целенаправленное движение в пространстве и времени мировой культуры.

А изначальная нестабильность мыслей - залог того, что их плоды в виде искусства займут стабильные места в музеях соврменного искусства.



6.06.2002 |  Сергей Ануфриев

версия для печати
 









Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана



copyright © 1998–2022 guelman.ru
e-mail: gallery@guelman.ru
сопровождение  NOC Service




    Rambler's Top100   Яндекс цитирования