28.03.2024 




Вы можете не умереть
Михаил Батин, Алексей Турчин
10.12.2013- 15.12.2013

Вы можете не умереть





«Трасса М4. Ростов - Москва» / Современное искусство Ростова-на-Дону





Лес/ Современное искусство Краснодара





Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана

Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана
Русский | Deutsch | English

























Осмоловский VS Институт Лифшица

ДИСКУССИЯ 1


От: Дмитрий Гутов
Дата: Friday, Dec 05, 2003 18:24 PM

Спасибо, Толик!
Ты, конечно, идеальный читатель.
Только прошу, пиши ЛИФШИЦ через Ф.

Теперь коротко, по сути.

Дело не столько в концептах высказанных участниками, сколько в эмоциональном накале, скрытых, но ощущаемых страстях.

Это очень точно и немаловажно.

Немножко «мимо денег» прошел Виленский с его почти что тинейджерским оптимизмом.

Мы его и уволили. К тому же он Лифшица не захотел читать. Он только модных читает.

И, конечно, самый драматичный момент - это твой многократный запрет рисовать портрет Сталина Сальникову. Жаль, я не принимал участия. Именно в этом моменте я заступился бы за Сальникова и его идею и подобрал бы достаточное количество веских аргументов. Это вообще проблема. Это надо осознавать как проблему (я имею в виду как желание Сальникова, так и твой запрет).

Еще бы я тут проблемы не видел.

Лифшиц был сталинист в начале 1930-х (только в начале). Но сегодня никто не понимает, что такое начало 30-х. И говорить на эту тему в этих условиях бесполезно. То, что я включил в переписку, лишь маленький фрагмент огромных дискуссий, где тоже было достаточное количество веских аргументов. (В приложении посылаю одно из писем). Но главное, нельзя впадать в лимоновщину с ее дешевым радикализмом, с ее дешевой борьбой с политкорректностью. Лифшиц считал, что чрезмерный критицизм и левизна работает на реакцию. Так полагали и Маркс, и Ленин. Со второй половины 30-х Лифшиц противостоял сталинизму, вот что важно. У Сальникова его любовь к советскому не отличает всех этих нюансов, а в них вся соль.

По поводу первого абзаца. Влияние возникновения фотографии на судьбу живописи не столь значительно. Его преувеличивают, так как не понимают действительных причин упадка живописи. Главная причина в том, что буржуазный мир в 19 веке стремительно терял свою пластическую выразительность. Художник бессилен перед прозой буржуа во фраке. Это было известно уже Герцену. Вспомни и свои впечатления от Энгра. От его банкиров. Там все держится на этом остром парадоксе.

Во-вторых: Ваш проект не может избежать общей перспективы, и он будет рассматриваться как проект отчасти постмодернистский. Конечно, в широкой исторической перспективе контекстуальные вопросы второстепенны, но их реальное воплощение в поступки и дела «здесь и сейчас» способны радикально трансформировать любой проект в аспекте реальной жизни.

Совершенно справедливо. Опасность огромная. Даже на уровне отдельных работ происходит такой провал. Что же уж говорить о проекте в целом. Но неизбежности здесь нет.

И, на конец, в-третьих: нельзя не предсказать, что проект действительно может сомкнуться с самыми реакционными общественными интенциями.

Может. Яркий пример здесь Тимур Новиков, который, кстати, говорил мне, что я самый близкий ему по направлению мысли человек в Москве. Но неизбежности и здесь нет. Все заключено в нюансе. Как заметил однажды Лифшиц, говоря об одном из своих противников: что меня от него отличает, только интонация.

В последнем письме ты мне писал, что «безнадежность и беспомощность» в целом правильная констатация, но мы делаем разные выводы. Здесь ты неправ: очарование этого проекта (для авантюристов вроде меня) именно в этой полной безнадежности.

И для меня тоже.

А то, что ты пишешь о роли авангарда и реализма в обществе, то, действительно, пора проработать все эти пылью покрытые проблемы заново. Я-то уверен, что в авангарде заложена изначально его рецептируемость (как ты выражаешься) буржуазией. Об этом уже даже Жижек пишет. Я как раз сегодня в ночи читал его новую, довольно слабую и двусмысленную книгу о Ленине. Вот тебе цитата: «В искусстве провокации в духе пресловутых выставок «Сенсации» суть норма, образчик искусства, полностью интегрированного в истеблишмент (С. 19)». Так что скоро об этом будут все воробьи на крыше чирикать. И никакой Адорно не поможет. Суть авангарда в чрезмерности отрицания. И гегелевские законы перехода в противоположность тут начинают работать как часы. Сколько сил положили и Маркс и Ленин на борьбу с чрезмерной революционностью, и все коту под хвост.

Так что давай вокруг этих вопросов строить возможную выставку.

Обнимаю,

Гутов.

P.S.
А это на закуску. Приложение.

Приложение:

От: Владимир Сальников
Дата: Monday, June 30, 2003 3:56 AM

Привет, Дима!

Нам кажется, что очень важно обозначить положительные идеалы и положительные эпизоды в прошлом. Ведь картина этого прошлого создана отнюдь не доброжелателями Революции и социализма. Без этого дело не пойдет, я не имею в виду конкретно твою инициативу - поиски альтернативы капитализму и буржуазному искусству, но русское левое дело в целом. Большевизм - прекрасный пример ясной позиции и последовательной борьбы против капитализма и его культуры. И первое, что мы могли бы сделать - это покинуть парадигму современного искусства - меньшевистскую и троцкистскую по преимуществу (формально оставаясь на ее поле, только потому что мы пока не отвоевали себе территорию в 1/6 часть суши, где можем делать все, что нам заблагорассудится). Примерно так и действовал до Октября Ленин.

Но это глобально. Локально же, здесь я хочу объяснить смысл своего проекта портрета Сталина, хочу обратить внимание на то, что именно сталинская эпоха - самая оптимистическая, the most successful. Именно «сталинские соколы» победили в войне против континентальной Европы. Как сказал Черчилль в своей посвященной Сталину речи 1955 г. а Парламенте: «Он принял Россию с сохой, а оставил ее с атомным оружием». Особенно оптимистичным был, и как это ни странно, 1937 г.

Целую!
Вова

P.S. Потом, Дима, это же ярко: современный художник пишет портрет Сталина - за рамками всякой либеральной благовоспитанности! Это тебе не имитация мастурбации и не гавканье на прохожих! Ниже отрывки из стихов Мандельштама, написанных в 1937 г.












Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана



copyright © 1998–2024 guelman.ru
e-mail: gallery@guelman.ru
сопровождение  NOC Service




    Rambler's Top100   Яндекс цитирования