Осмоловский VS Институт Лифшица ДИСКУССИЯ 2 От: Дмитрий Гутов
Привет, Толик!Делюсь моими первыми соображениями по абстракции (Январские тезисы).
1). Специфика этого проекта в том, что его делает Осмоловский. Мастер социального действия. И, следовательно, это начинание тоже должно быть прочитано сквозь эту призму. Начни это дело здесь любой другой, никто бы и не заметил. Никто из самих абстракционистов не имеет ни малейшего ресурса актуализировать свое занятие.
2). Следующая особенность проекта, связанная с предыдущей, его темпоральность. Он очевидно быстроиграющий. 2004 год будет его апогеем. В 2005 он дойдет до самых тупых. В 2006 отойдет в область преданий.
3). Особая ценность начинания в обращении к базовым характеристикам искусства. Они должны быть проговорены заново. Те, кто полагают, что в наши дни уже все выяснено, сильно неправы. Яркий пример - наш друг Виленский. Он смело вешает лейблы, например: это обращение назад. Что он имеет в виду? (Понять невозможно). Что будущее принадлежит только особым медиа, видео, например? Или что только остросоциальной проблематике? Это ему почему-то архаическим не кажется. Думает, что это он изобрел.
4). Разговор об абстракции может (и должен) идти в двух направлениях.
А). Разговор о ее морфологических элементах (цвет, фактура, наклонное, прямое, воздействие на сознание, бессознательное и пр. до бесконечности).
Б). Абстракция в ее противопоставлении подражанию в искусстве. Принципиальный отказ от передачи жизнеподобия.
5). Выигрышная составляющая проекта, его обращение к тому, что основательно забыто. К эпохе до поп-арта, то есть к доисторической древности.
6). В этом проекте есть могучая коммерческая составляющая. Так или иначе, но проблему денег, товара, занимаясь такими вещами не миновать. Здесь уже есть прямой выход к марксистской проблематике.
7). Еще одна важнейшая тема - элитарность и демократизм искусства. Проблема рафинированного и наивного сознания. Проблема зрителя. Для наивного сознания, ищущего в искусстве похожего на жизнь, абстракция уже некоторая провокация. Для слегка продвинутого - тонкая вещь, говорящая с профессионалом на профессиональном языке на профессиональные темы. Для следующего уровня - провокация внутри самых cовременных трендов.
На пока хватит.
Обнимаю.
Гутов.