Глубокоуважаемые люди! Россияне!

Вот краткая речь, заготовленная мной заранее, и даже написанная на бумажке, потому что я не импровизатор, так  вот сходу сказать ловко и интересно не сумею, приходится записывать заранее.

Вопрос первый: является  ли эта книжка книжкой искусствоведческого содержания?

Ответ: она не является таковой.

Я, во-первых, не искусствовед (да и не особенно и хотел бы им быть), и уж тем более не такой особенный знаток авангардистского искусства.

Собственно, это есть, как мне кажется, именно то, что  называется "художественной литературой" – на новом, нынешнем этапе ее развития.

Который, на мой взгляд, состоит в двух важнейших особенностях.

Во-первых, вбирает в себя все более-менее близко лежащие жанры – от собственно художественной литературы, то есть рассказывания историй, до теоретических рассуждений, и картинок, а, будь у меня такая возможность, я бы туда и музыку вставил – любимые песни А.С. Тер-Оганяна; впрочем, может, это я еще и сделаю – Интернет с его мультимедийными формами это уже позволяет, проблема только в том, что пока у нас с птичкой – в первую очередь, конечно, у Птички – пока совсем нет времен, чтобы как следует освоить ФронтПейдж и Дримвейвер.

Во-вторых, она – художественная литература на новом этапе – отказывается от описания вымышленных Дядей Ваней и Тетей Валей, а пишет о обращается к описанию реально существующих людей и личностей – потому что так намного интересней!

Нужно честно отметить: не я первый это придумал.

За всю мазуту эти занимались, уже в 1970-е годы,  например, Довлатов, или Лимонов, или Вайль и Генис.

А еще так на две с половиной тысячи лет раньше – Геродот, Светоний и прочие древние – и именно, в общем на них я и ориентируюсь, а не на вышеуказанных Довлатова или Лимонова.

(Но не на Плутарха, которого как раз терпеть не могу, в следующий раз объясню, почему).

Так-то.

Второй вопрос: так эта книга - за  или против Тер-Оганяна А.С.?

Ответ: сразу и за, и против.

Против – в том смысле, что с большинством из идей, которых он придерживается, я не согласен, а насчет рубки икон так и вообще, являясь православным христианином, крайне возмущен.

А за – в смысле того, что человек он тем не менее крайне замечательный, я его очень люблю.  

Это вот все я в книге и пытался изложить – и его идеи (не особенно, кстати, стараясь высказывать свое по отношению к ним  мнение – пусть читатель сам разбирается), и какой он замечательный человек.

Получилось ли – судить все тому же читателю.

5 ноября 1999, 17.37