| | ОБЗОР ПРЕССЫ // 18.01.02 // ДЕЖУРНЫЙ ДМИТРИЙ БАРАБАНОВ | | | // Наши Праздновали, празднуем, будем праздновать Русский Журнал, 17.01.02 // Михаил Боде Еще один мягкий ироничный "омаж" в сторону критиков отмочил неугомонный Константин Звездочетов в XL-галерее. Его "Opera-critique. Критическая опера" - распев текстов газетных художественных обозревателей на мотивы музыкального экспериментатора Айги-младшего, поклонника Кейджа. Получился эдакий "кошачий концерт", который нужно было бы явить публике в марте. Заявка же была такова: "Нашей задачей было проникнуть в поэтическую кухню московской художественной критики, поэтому тексты искусствоведов у нас представлены такими, каковыми они могут казаться при их сочинении, а не такими, какими они являются нам в уже напечатанном виде..." Чем ближе было к финалу, тем громче, но невразумительнее слышались тексты. Как в старом анекдоте: "Голос у вас большой, но противный". Неужели голоса критиков столь невнятны? Здесь, видимо, тоже должно быть продолжение. Например, на следующей выставке арт-критики сваяют совокупное произведение актуальных современных художников или устроят такой же банкет. То-то будет разговоров. // Далее...
Комментарий: Определенно, «пересмешник» Звездочетов нарушил табу, принудив арт-критиков смотреться в кривое зеркало. Можно даже сказать, что таким образом он попытался им «наплевать в суп», устроив своеобразную арт-психодраму по заветам Морено. Однако, как говорила, характеризуя нарциссический невроз Карен Хорни, «легче отучить Ромео от любви к Джульетте, чем невротика от любви к себе». На мой взгляд, голоса критиков все-таки довольно внятны, хотя все чаще звучат в унисон и порой даже как-то обреченно. Видимо формат ежедневной газеты не дает развернуться в полной мере. Да, кому-то легче написать, чем подумать, у кого-то винегрет в голове и каша во рту. Увы! Но ведь и художники далеко небезупречны. Невероятное количество плагиата, легитимированного с помощью пароля «постмодернизм», с ужимками и подмигиванием представляемое на выставках в качестве оригинальной продукции в надеждах на восторги неискушенной публики не может не оскорблять критиков. Беспомощные и зачастую некачественно сделанные, убогие по своей драматургии проекты художников фрустрируют искусствоведов, порой вызывая закономерную агрессию последних. «Если хотите создать розы, будьте землею». Или хотите по-гамбургскому счету? // БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ Архитектор своего слова Коммерсантъ, 16.01.02 // Алексей Тарханов Жан Нувель прославился в 1987 году своим Институтом арабского мира, раскрывавшим и закрывавшим глаза-диафрагмы по мере движения солнца. С тех его назвали "медиатическим архитектором": здания Нувеля были рассчитаны не на коллегу-архитектора, а на горожанина-зрителя. К тому же их вызывающая театральность спасала архитектуру от надоевшей прямоугольной железобетонной скуки. Причем архитектура Нувеля казалась более достойным и позитивным решением, чем торжествовавшая тогда постмодернистская ирония. // Далее... // Наши Семь «Овнов» одному «Тельцу» Время Новостей, 15.01.02 // Алена Солнцева Среди экспертов тоже не было единодушия, но в результате все-таки большинство склонилось в пользу Александра Сокурова, фильм которого получил рекордное количество золотых барашков. Помимо двух основных, ему достались премии за лучшую мужскую и женскую роль (Леонид Мозговой и Мария Кузнецова), за работу художника (Наталья Кочергина) и за операторское мастерство (Александр Сокуров). // Далее... // БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ Широкий выбор Время МН, 16.01.02 // Игорь Шевелев Писатель Владимир Тучков и художник Алексей Иорш своей выставкой "Новая русская реклама" поставили классическую литературу на колени перед той массовой культурой, которая расцветает на наших глазах, делая окружающую жизнь все краше и краше. // Далее... // БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ Электронные финские парни Время МН, 15.01.02 // Святослав Бирюлин Aavikko — это трио, "живой" ударник и два синтезатора. Они играют музыку, которая уже теперь неизвестно где и когда возникла. Сами они называют ее "диско", хотя она содержит элементы едва ли не всех существующих разновидностей танцевальной музыки — от русских плясовых до латиноамериканских ритмов. Музыканты играют простые, правда, бодрые и веселые мелодийки, без слов и без затей. Подвешенная над сценой бегущая строка высвечивала слова We play — you dance ("Мы играем — вы танцуете"). // Далее... // Заграница / Без комментариев Эротика - тоже жизнь Независимая Газета, 15.01.02 // Екатерина Сальникова Герои картины делают то, что могут делать и вполне обычные люди, живущие в обычной реальности. Они не только выясняют отношения, едят и спят, но еще занимаются любовью, мастурбируют и ходят в туалет. Секса в картине порядком, но фильм совершенно не о нем, а о том, как тяжело существовать изо дня в день, переживая вполне заурядные и даже банальные личные беды. Такое кино с эротическими сценами, но без эротического придыхания, кино просто про жизнь, возможно, в известной мере и станет знаменательным лейтмотивом VII МКФ "Лики любви". // Далее... // Наши Тайные источники народной любви Время МН, 17.01.02 // Гюляра Садых-заде "Теремовцы", явно не отягощенные пиететом перед незыблемыми ценностями академизма, смело экспериментируют с жанрами и стилями, превращая саму форму академического концерта в веселое игровое действо, скоморошье представление, апеллирующее к генетической памяти народа, к его специфическому юмору, падкому на всяческие перевертыши и остранения. Чем теремовцы и пользуются: Бах "по-русски" у них почти сливается с русскими "страданиями" и порой отсвечивает настоящей деревенской кадрилью. Вариации на Happy birthday блещут вольными цитатами из "Карнавала" Шумана, "Музыкальной табакерки" Лядова, намеками на Пьяццолу, шопеновские вальсы и нечто трудноузнаваемое, моторное в духе свиридовского "Время, вперед!". // Далее... // БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ Любовь и деньги Время Новостей, 16.01.02 // Фаина Балаховская Елена Селина: - В последнее время у меня возникло ощущение, что зритель ищет такое искусство. Я понимаю, что оно непростое и требует от зрителя известного напряжения. И пресса писала об этом искусстве тоже сложно. Так что у обычного человека появлялось ощущение, что понять его невозможно. А это не так, и цель выставки -- показать, что нет никакой тайны за семью печатями. Актуальная живопись -- интересное явление, и очень досадно, что оно не пропагандируется, никак не освещается. Страна не знает своих героев не потому, что не хочет, а потому, что ей негде их увидеть. На этой выставке все художники -- звезды, причем звезды международного класса. Они все представлены в Третьяковской галерее, например, но более слабыми работами. Если показывать их лучшие картины, шедевры, они сразу становятся понятнее зрителю. // Далее... // БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ Его превосходительство любил левые дискурсы и брал гранты или Манипулирование как искусство - часть 2. Artinfo.Ru, 16.01.02 // Андрей Великанов Почему же Бакштейн (как и многие другие кураторы и галеристы) превратился в Карабаса Барабаса, дрессирующего свой кукольный театр и навязывающего ему свою волю? Да, собственно, по той же причине, по которой персонажи мира реального (условно реального) предпринимают попытки манипулирования массовым сознанием. Товарищ Буш, камрад Бен Ладен, мистер Путин и кукла Барби успешно жонглируют архетипами, плодят условности и штампуют клише в головах благодарных граждан медиа-мира. Вспоминаются тезисы времен социалистического реализма - искусство должно отражать окружающий мир. Оно и отражает. Блестящая, отполированная телесность Иосифа воспроизводит вездесущий манипуляционный тоталитаризм. // Далее... // БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ Русские дали Коммерсантъ, 15.01.02 // Ирина Шипова Александр Шабуров представил занявшую два помещения инсталляцию "Музей русского супермена Ивана Жабы". Здесь помимо книг и журналов, плакатов и иллюстраций, посвященных кумирам и мировым событиям последних лет сорока, множество бытовых предметов и предметиков. Они вызывают если не ностальгию, то щемящее чувство узнавания не только у советского и постсоветского человека, но и у большинства немецких зрителей. Здесь одновременно жужжит домашний кинопроектор, отражая на стену любительскую съемку демонстрации середины 60-х, грохочет стиральная машина ЗВИ, электрофон "Юность" скрипит иглой по пластинке фирмы звукозаписи "Мелодия". // Далее... // БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ Золото Гора Время Новостей, 17.01.02 // Евгения Кикодзе Работы, выставленные в галерее Гельмана, замечательны тем, что адекватны сегодняшним переменам в культурном сознании. Поиски новой метафизики (что само по себе звучит смешно) и благородной буржуазности, внимание к «вечным ценностям», характерные для нынешнего витка консерватизма, художник не обличает и не отвергает, но принимает как данность. Но такова природа художественного сознания -- оно не терпит ханжества, и уж если автор берется за представление какого-то феномена, то исследует его до конца, не делая исключения ни для себя, ни для близких. Результат своих экспериментов он предъявляет широкой публике совершенно открыто -- смотрите сами, золотые мои. // Далее... // БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ Об актуальности Время Новостей, 18.01.02 // Евгений Барабанов Эпитет "актуальное" биржевики заимствовали из жаргона художественной среды. И напрасно. Слово бессодержательное. Актуальными бывают проблемы, тенденции, задачи, но не живопись десятилетия. Актуальность не данность, но заданность. Английский перевод названия точнее: "современная русская живопись". В теоретическом же обосновании актуальности все шатко: речь, оказывается, идет об "особом состоянии художественной практики, основанной на расширении языковых границ и использовании достижений предыдущих этапов развития искусства". Если б не подпорка из слова "концепция" (в нашем случае "цельное высказывание", в инсталляционных формах которого будто бы мыслит актуальный живописец), определение точь-в-точь из арсенала академического соцреализма. Там тоже учили об использовании достижений, не забывая, впрочем, о цельности высказывания. // Далее... // Заграница Можно смеяться Время Новостей, 15.01.02 // Алексей Медведев Теперь ни о чем не подозревающий Хэл видит добрых дурнушек в образе фотомоделей, а злых фотомоделей -- в образе отвратительных уродин. Ну а самой прекрасной покажется ему дочка босса Розмари (Гвинет Пэлтроу), весящая в реальности пару центнеров. Заметим, что только братья Фаррелли могли пригласить на главную роль самую романтичную актрису на свете и обрядить ее в «жировой костюм» из латекса. // Далее...
Комментарий: Первым был чокнутый профессор Эдди Мерфи, а в фильме «Любимцы Америки» распухшая Джулия Робертс весила 80 килограммов. Видимо, сказывается всеобщая измученность перфекционизмом. Определенно, в последнее время в кинематографе наблюдается явная компенсаторная тенденция - «эталоны красоты» и привлекательности подвергаются безжалостным мутациям и трансформациям. // Наши Как на биржины именины Известия, 16.01.02 // Николай Молок Кто-то собирал авангард, кто-то современное искусство. Собирали, как теперь выясняется, не зря: после банкротства "Инкомбанка", принадлежащий ему "Черный квадрат" Малевича оказался едва ли не единственным способом расплатиться с кредиторами. Сейчас тех коллекций уже нет, да и корпоративное собирательство не в моде. ММВБ не собирает. Для своей выставки она взяла картины на прокат (у XL-галереи, "Айдан-галерея" и др.). А если и покупает, то тут же дарит - на вернисаже в Новом Манеже директору Третьяковской галереи была торжественно вручена картина Александра Косолапова с уместным названием "Малевич распродан". // Далее...
Комментарий: Вне всякого сомнения, праздник удался. Банкиры культурно отдохнули, а художники и кураторы получили надежду на перспективное сотрудничество. Однако, совершенно очевидно, что каждая из сторон оценивает важность подобного союза по-разному. ММВБшники могли конечно отметить свой юбилей и более угарно: в закрытом клубе, с боулингом, призами и пр. Но был выбран достаточно неожиданный вариант, позволивший торжественно и благопристойно отпраздновать свой юбилей в оригинально оформленном интерьере, не умирая при этом от скуки. А арт-сообщество смогло хотя бы на время избавиться от привычного ощущения собственной маргинальности. Что же касается названия «Актуальная русская живопись», правильнее было бы заменить слово «русская» на «московская»... // Наши Русское искусство станет нонспектакулярным ПОЛИТ.РУ, 09.01.02 // Богдан Мамонов Сама идея МУЗЕЯ, институции, чья главная функция – репрезентация, критикуется на Западе как репрессивная. Да и вся система арт-рынка при ближайшем рассмотрении вовсе не выглядит неуязвимой. С другой стороны, художественный рынок в России, безусловно, есть. В противном случае как объяснить существование в Москве двух ярмарок, выставляющих по сути два разных современных искусства? // Далее...
Комментарий: Критика «Западом» собственных арт-институций не имеет никакого отношения к нашей «восточной» реальности. У них свои конвенции - у нас своя самобытность. Рынка в России нет, есть его имитация, многолетние и заслуживающие всяческого уважения попытки его создать, есть и первые робкие, но обнадеживающие продажи. Для сравнения - в 1994 году в Нью-Йорке насчитывалось 470 тысяч художников, от 500 до 1000 художественных галерей, в Лондоне около 125 галерей, Цюрихе - 160, Вене - 60, Лос-Анджелесе - 90. В мае 2001 года на аукционе Christies из 51 предложенного лота было продано 43 на общую сумму 22,589,350$. За два дня работы аукциона было продано произведений на общую сумму 63,8 млн. долларов. Вот что можно назвать рынком. И пусть существование двух столичных ярмарок больше никого не гипнотизирует... Хотя конечно всем хочется позитива и внушающих надежды перемен. // БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ Вода живая/ вода мертвая Скоморох Псой Короленко представил альбом "Fioretti" Независимая Газета, 16.01.02 // Алексей Крижевский Ему больше не нужен аккомпанирующий состав - он сам себе группа. Выступает, аккомпанируя себе на детском синтезаторе, прозванном им "гармохой", - и вправду напоминает современного скомороха. Он теперь - желанный гость любого ночного телеэфира, два его диска - желанное украшение любого аудиомагазина. // Далее... | | |
| | | В ПОСЛЕДНЕМ ОБЗОРЕ | Cайт GiF.Ru начинает работать в формате информационного агентства. А это значит, что теперь на нем будут свежие и эксклюзивные новости, аналитика и расширенная афиша. // К обзору... | Редакция: Дм.Беляков, А.Ковалёв Дежурные: М.Гельман, А.Ковалёв, Н.Кириченко, Дм.Барабанов, К.Спайдер, В.Курицын, М.Фрай, И.Овчинников Дизайн: Linxy, Ю.Радошовецкая, С.Корниенко | | |