Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 19.02.04 // ДЕЖУРНЫЙ АНДРЕЙ КОВАЛЕВ
АНДРЕЙ КОВАЛЕВ

// Наши
Возвращение блудного галериста
Еженедельный Журнал, 16.02.04 // Михаил Рыклин

– По-моему, 8 декабря политика закончилась. В свое время, когда я переходил из искусства в политику, было ощущение, что сфера искусства – интеллектуальный, но игровой, маргинальный, ненастоящий мир. Там и интриги помельче, и совсем не такие деньги, и люди не столь масштабные. А вот политика – это настоящее.
Было ощущение, что ты из тренировочного зала попадаешь в реальный бой. Сейчас не так.
Зато это время наверняка будет фантастически плодотворным для искусства. Например, возродится метафора. У нас был единый демократический язык. А Путин сейчас сформировал язык власти. Должна появиться и альтернатива. И родить ее должны как раз люди искусства. Кроме того, в отсутствие оппозиции остается диссидентура, которая всегда держалась на том, что есть художники – диссиденты по определению. Мне кажется, что эти фигуры станут очень важны для страны, они будут в центре внимания. Может быть, будут попытки «выстроить» и их, но эта среда невыстраиваема. // Далее...

Комментарий: Марат! А возвращайся лучше к нам, у нас как-то веселей. Если кто и скажет, что выставка не удалась, так это от чистого сердца.


// Наши
Серебрянный патриотизм
Еженедельный Журнал, 17.02.04 // Александр Панов

Художник Георгий Острецов в качестве авторского художественного проекта учредил некое Новое Правительство – как бы альтернативу существующему. Уже второй год это «Правительство» награждает «выдающихся граждан России» Серебряными орденами почета.И вот в этом году эти настоящие художники вручили настоящий орден в номинации «Патриотизм» Александру Проханову, тем самым не только объявив его «выдающимся гражданином России», но и введя его в контекст актуальной культуры. Грубо говоря, такие звезды, как Олег Кулик и Дмитрий Пригов, входящие в острецовский совет, признали Проханова своим.
Проханов-писатель, может, и социально близкий с точки зрения современных художников. Но уж Проханов – редактор и публицист – увольте.
Каждый вменяемый человек имеет право усомниться в адекватности двадцати пяти художников, поставивших свои подписи под решением «Нового Правительства». А в их вменяемости и без того сомневаются все, кому не лень. Мол, антинародное, непонятное искусство делают. // Далее...

Комментарий: Ну, Проханыча, ты Саш, не тронь. Он святой человек, превратил фашизоидную газетенку в чистую поэму. Вот за это ему и надо давать медаль. Как великому трикстеру. Мне вот тоже медаль дали. И горд тем, что стою рядом с этим великим клоуном.


// Наши / Заграница
Екатерина Деготь: "Мы хотим вернуть искусству политический смысл"
Известия, 15.02.04 // Ольга Кабанова

Начались работы по созданию экспозиции самого крупного художественного проекта, созданного на государственные деньги России и Германии, с многомиллионным бюджетом и большими амбициями" - выставки "Берлин-Москва. 1950-2000", которая пройдет в Государственном историческом музее.
Многие западные критики вообще сомневались, что можно сравнивать русское и немецкое современное искусство, поскольку наше - в другой весовой категории. Оказалось, что рядом с огромной инсталляцией Йозефа Бойса маленькие черно-белые работы Бориса Турецкого начала 60-х выглядят гениально. Наше современное искусство было воспринято немцами как открытие.
- В Третьяковке на Крымском пришлось бы как-то отделять выставку от постоянной экспозиции - там есть свой Гелий Коржев. А тут - свободный этаж Исторического музея и вид на Красную площадь, который тоже должен стать экспонатом. // Далее...

Комментарий: В самом деле, почему Третьяковка отказалась? Может быть, потому что в Берлине уже все деньги потратили? Или как? Говорили, что общий бюджет выставки - 8 млн. Что осталось на трубе?


// Заграница
Берлинские художники уперлись в стену
Известия, 15.02.04 // Анна Свергун

Берлине открылась третья биеннале современного искусства. Ута Мета БАУЕР, куратор третьей биеннале современного искусства. Да, конечно, я знаю об этом, потому что знакома с ее организаторами Виктором Мизиано и Иосифом Бакштейном. Они много путешествуют и стараются сотрудничать с международными художниками и кураторами. Я думаю, это прекрасно, что в Москве будет регулярно проходить большая выставка современного искусства. // Далее...

Комментарий: Витя с Осей ребята, конечно, хорошие. Путешественники. Но что-то о Мосбиеннале как-то ничего и не слышно. Давайте спрашивать у П.В.Хорошилова о том, сколько денег дают, какие помещения и все такое. Интересно, все же.


// Наши
Вмастили!
Время Новостей, 16.02.04 // Сергей Хачатуров

Архивация проекта Contemporary Art в форме классической выставки в академическом, по сути (неважно в данном случае, церетелиевском или каком-другом), музее -- это всегда испытание для самого проекта. Векторы ценностей сразу меняются. Качественным критерием оказывается не пресловутая «актуальность», а наоборот -- хронотоп истории. Насколько меньше в экспонатах осталось сиюминутного, когда-то всех забавлявшего информационного шума, помех злободневности и конъюнктуры и насколько больше в них универсального, архетипического, право имеющего задерживать наше внимание по прошествии десятка лет, настолько легче нам смириться с очередной тратой времени и денег на поход в музей.
Своей выставкой XL «вмастила» и настроению зрителя, и настроению Зураба Церетели. Подношение карт Таро Музею современного искусства от лица богемы российского Contemporary Art оказалось очень своевременным. Ведь 17 февраля в рамках XIV Алпатовских чтений состоится конференция в честь юбилея: «Творчество З.К. Церетели в контексте развития искусства XX--XXI веков». Тогда со своими подношениями-докладами в Академию художеств прибудет цвет российской науки об искусстве, от Владимира Полевого и Марии Чегодаевой до Александра Морозова и Александра Якимовича. // Далее...

Комментарий: Совсем весело - за хронотоп у нас отвечает З.К, а дислоцирован оный в TzMOMa? Чему тут радоваться? Хотя другого музея у нас нет, приходится терпеть и этот.


// Наши
Художник с пониженной культурой отказа. Никас Сафронов выпустил книгу о себе. Лучше бы он этого не делал - и так все понятно.
Еженедельный Журнал, 16.02.04 // Федор Ромер

Однако проблема в том, что именно это нерефлексивное бытование цветка выкидывает Сафронова из актуальной (читай – переусложненной) культуры, которой вроде бы так не хватает той самой наивной подлинности. Просто адекватность сегодня – это добровольное признание в собственной неадекватности, подписание некоего договора с самим собой и обществом о том, что ты затеваешь некоторую игру протяженностью в жизнь. Никас, позирующий полу- (а иногда и полностью) обнаженным перед фотографами глянцевых журналов, тоже играет, только, к сожалению, переигрывает – натура берет свое, и дикая эксгибиционистская природа вылезает наружу. Сознательный (а другого не бывает) отказ от аутентичности означает капитуляцию перед ее неизживаемостью и тяжелый процесс ее игрового, комического изживания. Никас Сафронов не капитулировал – он пустился по воле волн. // Далее...

Комментарий: Книжки я не читал. Но, как вульгарный социолог хочу узнать, может там парень оговорился, как он капусту рубит. То есть бабло сшибает. А то ведь все остальное - страшная скукота и поза.


// Наши / Заграница
Насилием не торгуют
Известия, 13.02.04 // Николай Молок

В Мадриде открылась ARCO - одна из крупнейших в мире ярмарок современного искусства. Понятно, что совсем нет темы насилия (которую любят как раз кураторы выставок) - такие работы на ярмарке едва ли продашь. Зато есть много очень-очень красивых вещей.
В ярмарке участвует только одна наша галерея - московская "Риджина". На ее стенде - проект Сергея Шеховцова "Поролоновый кинотеатр".
Некоторых русских художников можно встретить на стендах немецких, испанских, итальянских и даже португальских галерей: Валерий Кошляков, Сергей Братков, Олег Кулик (это он на португальском стенде). Ну и конечно Казимир Малевич - пять его крохотулечных рисунков продает кельнская Галерея Гмуржинской.
По информации "Известий", сегодня по приглашению ярмарки в Мадрид прибывает один высокопоставленный представитель Министерства культуры России - для переговоров об участии России в АRСО-2006. // Далее...

Комментарий: Боюсь только, что с идеей участия в ярмарке опять все превратят в чистый балаган, как во Франкфурте.


// Наши
Кадры решили всё
Газета.Ru, 12.02.04 // Велимир Мойст

Освистывать решение жюри не приходится. Пусть мишуковский «Культ семьи» оказался концептуально скучным, зато мухинская серия «Восемь сюжетов о Красной площади» – настоящий шедевр, пронзительная сага о некрополе, осаждаемом паломниками и туристами. «Прогулки по Москве» Ильи Кейтельгиссера – работа весьма достойная и профессиональная. Считать ее однозначно лучшей до подведения итогов вряд ли бы кто рискнул, но протеста такой вердикт не вызывает: другие претенденты в области архитектурной съемки лауреата не превосходили. В совокупности решений соблюдены все балансы, учтены прежние заслуги, приняты во внимание различные тенденции.
Возникает один лишь вопрос: надо ли при такой прозрачной ситуации культивировать анонимность заявок? Выглядит как излишнее кокетство // Далее...

Комментарий: Одно не могу понять - почему это всем так интересно? Ну, отрабатывает Ольга Львовна свой долг перед Ю.М. А нам-то что до этого? Непонятно. А по-настоящему хороших выставок в МДФ пока что как-то совсем мало. Хотелось бы больше.


// Наши
Смысл затмился
Известия, 16.02.04 // Ольга Кабанова

Когда-то вся старая фламандско-голландская живопись трактовалась как воспевание плотских удовольствий и радостей повседневной жизни. Теперь те же картины обличают плотские удовольствия и напоминают о бренности жизни. Второй подход исторически более корректен. Но хорошо, когда его поддерживают выставленные картины. А это получается не у каждой. // Далее...

Комментарий: Ничего в этих музеях не изменится. Заявка выставки тянет на курсовую, идее больше ста лет. Научной работы никакой. Но можно было бы сделать отличное шоу - и потом не жаловаться, что никто не ходит. См. отчет Хачатурова о музейном форуме.


// Наши
Не зрелищем единым, но без зрелища никак
Время Новостей, 12.02.04 // Сергей Хачатуров

Михаил Пиотровский: «Выставочная, популяризаторская деятельность составляет лишь малый процент музейной работы по научному изучению и каталогизации фондов. К тому же существует опасность, что все имущество, связанное с научной деятельностью музеев (компьютеры и т.п.), будут облагаться налогом». // Далее...

Комментарий: Музейный народ, как всегда, стенал. А Мих. Бор.мудрый, он в корень зрит. Потому что его бюджет равен бюджету хорошего скважины. А билет в Госэрмитаж теперь уж 100 руб.!


// Наши
Руина руине рознь
Московские Новости, 19.02.04 // Татьяна Андриасова

Правительство РФ рассматривает проект распоряжения, из которого следует, что на баланс Москвы переходит музей-заповедник "Царицыно", а столица передает федеральному центру бывший Музей Ленина.
Минимущество предложило несколько вариантов. Москве ничего не нравилось, и она сама подыскала приличный с ее точки зрения вариант - Дом Пашкова. После реконструкции вконец обветшавшего здания, одной из главных достопримечательностей Москвы, город предполагал открыть в нем культурно-деловой центр.С таким вариантом категорически не согласился министр культуры Михаил Швыдкой, публично заявив, что его ведомство приведет Дом Пашкова в порядок и в нем останется Румянцевская библиотека.
И хотя столичный градоначальник отнюдь не сторонник сохранения руин, директор музея надеется на "понимание интеллектуалов Московского правительства", которые разберутся, что руина руине рознь, и развалины Большого дворца - это не результат варварства, а особый символ русской истории.
Правда, директор убежден, что по соседству с музеем скоро появятся элитные коттеджи. // Далее...

Комментарий: Теперь стало понятно, почему из Царицына так старательно вытесняли Андрея Ерофеева. Понимали, наверное, что его коллекцию так просто не разгонишь на предмет устройства элитного поселка и развлекательного комплекса. А если Царицыно получат лужковцы, так и потеряем бы его...


// Наши
Дьявол в деталях
Газета.Ru, 11.02.04 // Вадим Нестеров

Выставка «Слушали – постановили» – шаманский волшебный кристалл, в котором удушливая бюрократическая активность неожиданно приобретает вид вполне человеческий. Собрать незатейливый урожай с интереса к соцарту, ироническим комментариям прошлого или имперским фантомным болям оказалось для «Ковчега» слишком просто. Кураторы стремились посмотреть на заседания не со стороны, а из зала. Посему в экспозиции нет ожидаемых «официозных» работ – всякие «Заседание Государственного совета» и «Выступление В. И. Ленина перед делегатами съезда» получили отставку априори. // Далее...

Комментарий: То есть главная кураторская идея - внести элемент интимности в деяния советских владык? У меня сейчас начнется демшиза! А можно ведь было все к автоматическому письму свести... А получилась очередная "Старая квартира".


// Наши
Творец технологий
Московские Новости, 19.02.04 // Игорь Шевелев

Поэт, художник, акционист Дмитрий Александрович Пригов еще и запел.
- Современное изобразительное искусство - это не искусство, которое изображает. Это искусство, которое являет художника. Приходя на выставку художника, вы должны смотреть на самого художника. Да, висят картины. Но, возможно, это не его картины, а подделки. Возможно, это будущая часть перформанса, когда он их сожжет. В данном случае надо смотреть на художника: как он себя ведет. Чем он назначил быть этим картинам. Они могут быть частью его художественной деятельности. Могут быть частью его мистификационной деятельности. А могут - частью проекта длиной в десять лет. // Далее...

Комментарий: Люблю я Дмитрий Саныча. Нежный он и душевный, правду говорит.


// Наши
Весь мир - театр, лагерь, библиотека
Русский Журнал, 03.02.04 // Валентин Дьяконов

Его картины напоминают сложенные из кусочков синего и зеленого стекла витражи. Ранние живописные вещи - либо вариации на темы голландской классики, либо мрачный символизм в духе Беклина.
В европейской живописи мрачные россказни сюрреалистов представлялись как выражение внутреннего мира, автоматическое письмо, "сон разума рождает чудовищ". В СССР внутренним миром, кажется, профессионально не интересовались (не считая диагнозов вялотекущей шизофрении, ставившихся инакомыслящим). Так и большинство неофициальных (не говоря об официальных) художников, известных нам сейчас, работали с узнаваемой натурой и субъективизмом не увлекались. Чудовища рождались и так, дополнительно разум усыплять было не надо. // Далее...

Комментарий: Тут меня сомнение взяло - а хороший ли художник был Борис Свешников?


СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСКПРЕДЫДУЩИЙ ВЫПУСК





           



Rambler's Top100

 


В ПОСЛЕДНЕМ ОБЗОРЕ

Cайт GiF.Ru начинает работать в формате информационного агентства. А это значит, что теперь на нем будут свежие и эксклюзивные новости, аналитика и расширенная афиша. // К обзору...



ФОРУМ






Guelman.Ru - сервер современного искусства

GIF.RU - Искусство России

GiF.Ru - Мир без политики

Киноклуб СИНЕ ФАНТОМ

Ежеправда



© 1999-2004 guelman.ru
e-mail: gallery@guelman.ru