Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 16.07.04 К ОБЗОРУ
Сильная рука в поисках слабого звена
Newtimes.Ru, 04.07.04 // Марина Колдобская

Люди, которые думают, что их кто-то должен содержать, имеют правительство, которое думает точно так же.
Автор неизвестен

Мне позвонила знакомая художница и, почти рыдая, сообщила: конец культурной столице Петербургу вообще и ее личной карьере в частности. Потому что городские власти выгоняют из мастерской - не только ее, а всех художников. То есть не буквально выгоняют, но отменяют льготы по аренде, которыми художники до сих пор пользовались. Либо предлагают заплатить по льготным ставкам вперед вплоть до окончания срока арендного договора (лет этак за пять), а потом предложат выкупить мастерскую по реальной рыночной цене. А если художник не сможет выкупить - выставят помещение на торги. И не станет больше в Питере художников.

Советская власть щедро раздавала блага и привилегии работникам идеологического фронта. В постсоветском хаосе процесс дележки непонятно чьей недвижимости отнюдь не остановился. Сегодня за Фондом творческих мастерских в Петербурге числится более 2000 помещений, в основном это чердаки и полуподвалы, но есть и очень приличные куски real estate.

Арендуют их по символической ставке 0,03% (в 30 с лишком раз ниже рыночной цены). Бывает, и такая плата не вносится: художники по большей части бедствуют. Кроме того, у властей есть подозрения, что в мастерских зачастую не работают, а живут-поживают, причем даже не художники, а их дети и внуки. Подозревают также, что иногда мастерские используются для дел совсем не художественных.

А поскольку в Питере сейчас модно говорить о "политической воле" и "твердой руке" в проведении непопулярных решений, творческая общественность перепугалась не на шутку. На шумном собрании в Союзе художников наиболее взволнованные творцы призывали коллег отказаться от российского гражданства (раз мы им не нужны...). Или хотя бы "выйти на площадь". Эта угроза гораздо действеннее: три года назад губернатор Яковлев попытался отменить арендные льготы, однако художники криком, плачем и пикетом перед местным Законодательным собранием свои вольности отстояли.

Отстоят ли теперь - большой вопрос. Нет сомнений, городу предстоит новый раунд дележки недвижимости. Ходят слухи о том, что из центра Петербурга выдворят-таки промышленные предприятия, а территории и еще пригодные строения пустят в оборот. Художники, как слабое звено в отряде халявщиков, в такой обстановке пострадают первыми.

С другой стороны, требовать от художников, чтобы они играли "по законам рынка" - абсурдно. Во-первых, в России артрынка почти что нет. Во-вторых, нигде в мире искусство не живет по законам рынка. Это область затратная.

Культура нужна любому обществу и при любом строе, коммунизме или капитализме, искусство как индустрия нуждается в покровительстве властей (назовем вещи своими именами). Совок попросту награждал за службу. На Западе существует мощная система государственной и общественной поддержки - льгот, грантов, стипендий и прочих поблажек, позволяющих художникам работать. Задача - построить систему поддержки культуры так, чтобы льготами пользовался тот, кто производит культурный продукт, а не все друзья и родственники кролика.

Скажем, в вопросе о мастерских есть путь, проверенный временем и опытом. Художники занимают старые пустующие, как правило, промышленные здания в непрестижных дешевых районах (дело властей - позволить им сделать это, а в идеале - обеспечить водой, электричеством, отоплением и пр.). Цена аренды будет минимальной, комфорт невысоким, но те, кому мастерская действительно нужна, пойдут на это. В Северной столице, где промышленные руины тянутся километрами, найти такие здания легко, нужна только пресловутая политическая воля и твердая рука.

Заселенный художниками дом естественно превращается в культурный центр, туда тянется публика, туристы, постепенно там возникает инфраструктура - открываются кафе, гостиницы, клубы, место становится модным и даже иногда дорогим.

И уже художники следующей волны, проклиная зажиревших и обуржуазившихся собратьев, ищут новую руину, чтобы сделать из нее новый Бато Лавуар, Сохо или Пушкинскую-10.


ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ ОРИГИНАЛ СТАТЬИ





           



Rambler's Top100

 


В ПОСЛЕДНЕМ ОБЗОРЕ

Cайт GiF.Ru начинает работать в формате информационного агентства. А это значит, что теперь на нем будут свежие и эксклюзивные новости, аналитика и расширенная афиша. // К обзору...



© 1999-2004 guelman.ru
e-mail: gallery@guelman.ru