Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 14.09.04 К ОБЗОРУ
Оттяг на природе
Независимая Газета, 14.09.04 // Михаил Сидлин

Энтропия - всеобщий закон. Например, "Салон независимых" в начале прошлого века был прогрессивным событием, которое задавало тон художественной жизни Европы. Сегодня "Салон независимых" в Париже - малозаметная чушь: там может выставиться каждый.

Вопрос только в скорости распада. На Клязьме он произошел за три года. Число художников с каждым годом росло, количество зрителей падало. В последний уикенд за искусством на Клязьму приехали сами творцы, их друзья и сотоварищи, а также немногочисленные журналисты и завзятые тусовщики. Они кучковались вокруг баров, отогреваясь чаем и самогоном, сливовицей и коньяком. Причину безлюдья, конечно, проще найти в погоде (вечерний фестиваль на открытом воздухе при температуре плюс три - это по-русски), но правильней - в просчете организаторов.

Правильный формат - половина успеха для фестиваля. Он может быть либо массовым праздником, либо закрытой вечеринкой. Начавшись в 2002 году как увеселение для народа, к 2004 "Клязьма" стала обычной тусовкой для своих.

В 2002 году "Клязьма" стала событием благодаря "Обледенению архитекторов" с их конструкцией "Леса в лесах". В 2003-м была выстроена "Деревня художников" Николая Полисского и Александра Панова. Эти заметные сооружения сохранили свои важные культурно-развлекательные функции: с "лесов" по-прежнему открывается вид на архетипический русский ландшафт, в "деревне" пуще прежнего потребляют архетипический русский продукт. Нового гвоздя программы на нынешнем фестивале не нашлось.

"Арт-Клязьма-04" проходила под лозунгом "новая российская реальность". Есть очевидная разница между искусством как развлечением и искусством как социальной программой. Намек на то, что такая программа возможна, был зафиксирован в новом слогане. Но не считать же политической позицией "Клязьмы" выступление на ее сцене известного фашиста-металлиста Паука? А откликом на "новую реальность" - перформанс Михаила Рошаля, в ходе которого сожгли автобус?

Алкогольно-криминальные хроники приходят на смену художественным зарисовкам. На последнем фестивале больше обсуждали не перформанс мистера Икс или инсталляцию господина Эн, а сотрясение мозга критика К., пробитую височную кость художника В. и сломанное ребро сына художницы К. Все как после похода на деревенскую дискотеку. Нет драки - нет праздника. Есть драка - значит, был реальный оттяг.


ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ ОРИГИНАЛ СТАТЬИ





           



Rambler's Top100

 


В ПОСЛЕДНЕМ ОБЗОРЕ

Cайт GiF.Ru начинает работать в формате информационного агентства. А это значит, что теперь на нем будут свежие и эксклюзивные новости, аналитика и расширенная афиша. // К обзору...



© 1999-2004 guelman.ru
e-mail: gallery@guelman.ru