Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 24.09.04 К ОБЗОРУ
Пансионеры
Еженедельный Журнал, 21.09.04 // Федор Ромер

У Международного фестиваля современного искусства, уже третий год проходящего на территории подмосковного пансионата "Клязьминское водохранилище", - крепкая энтузиастическая поддержка художественного сообщества и, тем не менее, стойкий лагерь оппонентов. Поскольку сам фестиваль "ARTКлязьма" - факт уже недельной давности, дело, так сказать, прошлое, то в преддверии фестиваля следующего (а он состоится уже в январе) хочется вместо репортажа с места событий ответить недоброжелателям.

Их претензии разные. Мол, оргкомитет "ARTКлязьмы" под руководством его бессменного комиссара, знаменитого столичного живописца Владимира Дубосарского, для того, чтобы заполнить все немалое пространство пансионата, вынужден манкировать качеством проектов ради числа участников. И что серьезное количество заявок от этих самых потенциальных участников объясняется не престижностью мероприятия, а финансовой щедростью подлинных организаторов фестиваля - владельцев пансионата. Получив в частную собственность бывшую профсоюзную здравницу, они оказались заинтересованы в ее раскрутке перед тем, как понастроить здесь индивидуальных коттеджей. И что, наконец, для современного художника, обязанного критиковать сильных мира сего, участие в этом рекламном проекте в пользу новых хозяев жизни равнозначно коллаборационизму.

Все так. Хотя на сильные аргументы недоброжелателей можно подыскать контраргументы. И вспомнить безусловно качественные проекты, к примеру, последней "ARTКлязьмы": забетонированную палатку - памятник "последнему туристу" Юрия Шабельникова и Юрия Хоровского, гигантского леденцового петушка Дмитрия Цветкова, машущую крыльями летающую лодку Александра Пономарева, пасущихся коровок из молочных пакетов Анны Руссовой и массу прочих затей, вызвавших восторг зрителей. (А их священный трепет вызвала акция Михаила Рошаля, протестовавшего против терактов поджогом специально привезенного настоящего автобуса - работа, может быть, и неуместная на легком и вакационном фестивале, но, безусловно, сильная и искренняя.)

Еще можно напомнить, что за три дня на "ARTКлязьме" перебывало около семи (!) тысяч человек, и при взгляде с холма пляж напоминал птичий базар - черные фигурки зрителей, фланирующих между артобъектами, заполонили все прибрежное пространство у водохранилища. И если люди потратили как минимум полтора часа времени, чтобы в воскресные дни пробиваться по забитому Осташковскому шоссе к богом забытому пансионату, значит, фестиваль им действительно нужен.

Теперь о пансионате. Да, его хозяева - люди состоятельные и специфические в общении. Но владельцев частных гостиниц много, а тех, кто в своем бизнесе совсем по-западному начинает использовать современное искусство, - единицы. Если "ARTКлязьма" и есть проявление барства, то по крайней мере не дикого, а просвещенного. А еще это свидетельство налаживания цивилизованной экономики, в которой культуре всегда найдется место.

Слоган нынешнего фестиваля звучит амбициозно: "Новая российская реальность". Но она, эта реальность, в самом деле складывается на Клязьме - на наших глазах и на руинах реальности советской, памятниками которой остаются гостиничный корпус барачного типа, предназначенный на снос уже зимой, и уже не работающая столовая, из которой все еще не выветрился запах серых рожков с подливой. Теперь в этой столовой расположились смешные светящиеся и двигающиеся фигурки от детской художественной студии под руководством Михаила Лабазова - все лучше. Эти дети скоро смогут сменить нынешних участников фестиваля, и в них залог его долговечности.

Если, конечно, предприниматели и художники по-прежнему смогут говорить на равных. Если для первых искусство не превратится в наскучившую игрушку, а вторых опять не заставят стать стойкими нонконформистами. Вероятность и того, и другого велика. Потому "ARTКлязьма" - утопичный для России социальный проект, отчаянный эксперимент, новаторское произведение искусства вне зависимости от того, из какого искусства конкретно складывается фестиваль и кто его спонсирует.

P.S. Впрочем, напоследок не могу смолчать. Центральным объектом нынешнего фестиваля (просто из-за своих размеров и веса) стала скульптура неуемного и вездесущего Зураба Церетели - медный медведь, высящийся над пляжем и, видимо, воющий на луну. Вещь в самом деле мерзкая и ужасная. И утешаться можно только тем, что Церетели, без которого никуда, - уж точно новая российская реальность. И нечего на фестиваль пенять, коли единственный в стране музей современного искусства принадлежит именно этому человеку.


ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ ОРИГИНАЛ СТАТЬИ





           



Rambler's Top100

 


В ПОСЛЕДНЕМ ОБЗОРЕ

Cайт GiF.Ru начинает работать в формате информационного агентства. А это значит, что теперь на нем будут свежие и эксклюзивные новости, аналитика и расширенная афиша. // К обзору...



© 1999-2004 guelman.ru
e-mail: gallery@guelman.ru