Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 04.04.05 К ОБЗОРУ
Двойное "но"
Русский Журнал, 01.04.05 // АНДРЕЙ КОВАЛЕВ

Начать обзор придется с того места, на котором был закончен предыдущий. Мудрый и справедливый Таганский суд принял по делу художников-кощунов истинно соломоново решение по принципу "казнить нельзя помиловать". Вместо тюрьмы - всего лишь сто тыс. руб. При этом единственная художница из трех обвиняемых в разжигании - Анна Альчук - оправдана; по сей причине казус выходит за пределы моей профессиональной компетенции. Совершенно не мое дело, что "с момента завершения этого судебного процесса наша страна более не светское государство (как ранее она перестала быть государством федеративным, социальным и демократическим)" (Евгений Ихлов, "Крест на Конституции", "Грани.Ру", 29.03.). Вот и мудрый Даниил Дондурей говорит, что "в последнее время культура используется как лабораторная площадка для отработки будущих драм избирательных кампаний и идеологических боев 2007-2008 годов. Убежден, что все эти общественные волнения не имеют никакого отношения к проблемам культуры, к сложности восприятия современных художественных идей" ("Вкусы - дело неподсудное", "Время новостей" от 29.03.).

Я горд и счастлив от осознания того факта, что "единственно возможной реакцией на случившееся, помимо эмоционального ужаса и отвращения, должно быть обращение к "единственному европейцу в России - правительству" (Николай Суханов, "Входит некто православный", "Глобалрус", 28.03.).

Но особо меня радует то обстоятельство, что упомянутые в приговоре сатанинский постмодернизм и демоническая деконструкция более уж не находятся в сфере моих профессиональных обязанностей. Этими проблемами теперь занимается гражданин прокурор. Отдельным категориям граждан, кажется, надо поберечься, но зато мы наконец вписались в мировой контекст. В 2001 году директор варшавского музея "Захэнта" Анда Роттенберг была уволена со своего поста за то, что выставила скульптуру итальянского художника Маурицио Каттелана "Папа, сраженный метеоритом". Все очень прогрессивно: католическая общественность разрушила кощунственное произведение искусства, а в тамошний Минкульт поступило коллективное письмо о недопустимости пребывания гражданки кощунственно еврейской национальности на столь высоком государственном посту.

Правда, братские европоляки обошлись без суда и запрета на профессию, и в итоге Анда Роттенберг стала куратором важного межгосударственного проекта - выставки "Москва-Варшава". Дело очень серьезное: искусство и Большая Политика в последнее время сливаются в смертельном объятии, прикрывая культурным слоем шероховатости геополитических трактов. Например, на шикарной выставке "Россия-Италия" речь шла о том, что у нас есть Рублев и Малевич, а у итальянцев - Джотто и Караваджо. Никто и словом не обмолвился о главной причине столь важного события - у нас есть Путин, а у итальянцев Берлускони. Что касается новооткрытого маршрута "Москва-Варшава", нам всем есть что вспомнить: "Поляки нам с охотой припомнят и три раздела Речи Посполитой, и "аннексию" Королевства Польского, и пакт Молотова-Риббентропа, и тесные узы соцлагерной дружбы. Мы в ответ, если напряжемся, вспомним про Смуту и для пущей актуальности про НАТО и про поддержку чеченских сепаратистов" (Велимир Мойст, "Два орла, три головы", "Газета.Ру", 25.03.). Мнение соседей вполне однозначно: "С одной стороны, Москва - это художественная революция, а с другой - уничтожение и тоталитаризм" (Дорота Ярецка, "Россия приглашает", Gazeta Wyborcza от 24.11.04.).. Более подробно русско-польский проект описал с присущей ему тонкостью и корректностью коллега Никита Алексеев ("Живот жирного мертвого москаля, польская закваска и мистер Таттл", "Русский журнал", 30.03.).

Однако проблема взаимного непонимания давно уж не стоит. Сергей Хачатуров ("Штука-выручалочка", "Время новостей" от 25.03.) указывает на блестящий теоретический запал, проявившийся в "концептуальных проектах чиновников московской и варшавской городских администраций. Им, видите ли, захотелось семиотических баталий. Варшавские чиновники дразнят нас именем Дудаева, присвоенным одной из площадей польской столицы. Московские городские мужи грозятся в отместку переименовать улицу Климашкина, на которой стоит посольство Польши, в улицу Михаила Муравьева-Виленского, снискавшего себе прозвище Вешатель за жестокое подавление польского мятежа 1863 года".

На фоне столь высокого замаха одна только идея сопоставлять в выставочном пространстве Пупкина с Пупжишкевичем выглядит несколько банально и приводит к неизгладимым курьезам. Польский президент, например, составил для открытия варшавского варианта выставки приветственное письмо, где "напомнил, что русская культура многим обязана полякам. Далее прозвучали четыре фамилии "польских" художников: Орловский, Семирадский, Врубель и Малевич" (Дмитрий Шевионков-Кисмелов, "Сто лет польской и русской культуры глазами художников", "Новая Польша", 2005, # 1).

Очевидно, сама затея такого рода парно-диалогических выставок исчерпала себя навсегда. Основана она на неизбывном комплексе нашей национально-культурной неполноценности и горячечном желании влиться в пресловутый мировой контекст. Я, конечно, понимаю, что место встречи изменить нельзя, но для такого дела следовало бы разрушить устоявшийся дуализм - и посылать в Варшаву, Берлин, Стамбул и далее по списку хорошо продуманную выставку русского искусства, взамен получая того же качества товар. Пока что реальная ситуация такова: при каждом нашем самостоятельном выходе на мировую арену требуется проводник-посредник в виде местного куратора, который и дает пропуск в иной мир.

Так всегда и было, но теперь стало ясно, что собственно диалог в подобном формате как-то не складывается: "Встреча собеседников так и остается случайной, а в названии решительное тире хочется заменить запятой: "Москва, Варшава" да мало ли кто еще" (Ирина Кулик, "Дальше - Польша", "Коммерсантъ" от 26.03.). Право, меня лично такая форма радует больше всего; прекрасно, когда "между польскими и российскими художниками будто воздвигнут прозрачный экран: можно друг на друга посмотреть, даже докричаться, но не соприкоснуться рукавами" (Велимир Мойст, "Два орла, три головы"). Строгий и непреклонный Дмитрий Барабанов выносит окончательный приговор (АРТикуляция # 39, "Артинфо.Ру", 25.03.): "По давней традиции, сгруппированные подобным образом произведения надлежит рассматривать в контексте так называемого культурного диалога. Но все напоминает игру под названием "А что будет, если в одной комнате запереть A и B?". Все меркнет на фоне страстного желания вместить многообразие тенденций и направлений в схему "старший брат - младший брат" и слепой веры в абсолютную конгруэнтность арт-процессов..."

А вот тут я с коллегами не соглашусь, ибо считаю выставку "Москва-Варшава" лучшим экспозиционным проектом последнего времени, по каковой причине присоединяюсь к мнению Федора Ромера, который полагает, что "залы Третьяковки в самом деле занимает добротная музейная экспозиция, сделанная с научной обстоятельностью и строгой структурой (скулы поначалу сводит - согласен, но видывал я выставки куда скучнее и одновременно глупее)" ("А теперь - дискотека!", "Время новостей" от 01.04.). Федор прав: скука возникает от лицезрения качественно проделанной академической работы, почти идеально подобранных экспонатов, логично выстроенной экспозиции. Никаких заумных кураторских штучек-дрючек, которыми так прославилась экспозиция "Москва-Берлин". Не без скрытой полемики с международными суперкураторами сотрудник Третьяковки Анна Романова, которая делала московский вариант выставки, скромно заявляет: "Наш проект - образовательный. Для Москвы мы выбрали историко-хронологический принцип. Пространство московской выставки организовано так, что посетитель направляется по определенному маршруту. И шаг за шагом знакомится со всеми периодами истории российского и польского искусства прошлого века" (Сергей Хачатуров, "Штука-выручалочка").

Все очень чисто и наглядно, работа проделана колоссальная, в ее ходе сделаны серьезные открытия. Например, в Музее Маяковского найдена восхитительная футуристическая картина художника Владимира Маяковского. Отдельные разделы выставки тянут на самостоятельные проекты - например "Русский модерн и польская Сецессия" или "Казимир Малевич и польский авангард". При нормальном положении вещей такие проекты рационально было бы отделить от Путина с Квасьневским, опустить все до банальной межмузейной работы.

Даже жаль, что столь серьезные интеллектуальные и профессиональные инвестиции вложены в чепуховую, в общем-то, затею. Чтобы в этом убедиться, советую посмотреть отдельно русскую и польскую части, пропуская все перипетии древнего спора славян между собою. Для пущей наглядности настоятельно рекомендую пройтись по сумбурной и нелепой постоянной экспозиции искусства ХХ века в Третьяковке. И сравнить с той тщательной и продуманной версией русского искусства, которую контрабандой протащила Анна Романова.

Следует признать, что некоторые сопоставления на выставке выглядят как минимум забавно. Например, поляки, в девятисотых годах органично влившиеся в петербургский модерн, затем вернулись в Варшаву. И основали там свою Академию художеств. Натан Альтман, почти неотличимый по стилю от польских товарищей, в России числился чуть ли не авангардистом. А с шестидесятых банчок в польском Союзе художников держали абстракцисты, всех остальных нещадно душили. И еще одно сопоставление: искусство прямого протеста времен маршала Ярузельского выглядит совсем уж уныло, особенно когда его выставляют на фоне советского безбашенного соц-арта. Либеральные революции порождают совсем уж кислое и прямолинейное искусство. Но материала для сравнения слишком мало... Вот тут у меня и возник мегапроект - собрать вместе весь восточноевропейский нонконформизм. Расстанемся с прошлым красиво, заодно ответим на устрашающее наши умы продвижение НАТО на восток.


ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ ОРИГИНАЛ СТАТЬИ





           



Rambler's Top100

 


В ПОСЛЕДНЕМ ОБЗОРЕ

Cайт GiF.Ru начинает работать в формате информационного агентства. А это значит, что теперь на нем будут свежие и эксклюзивные новости, аналитика и расширенная афиша. // К обзору...



© 1999-2004 guelman.ru
e-mail: gallery@guelman.ru