Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 23.04.05 // ДЕЖУРНЫЙ АНДРЕЙ КОВАЛЕВ
АНДРЕЙ КОВАЛЕВ

// Наши
Люди - туда!
Русский Журнал, 23.04.05 // АНДРЕЙ КОВАЛЕВ

Неделя худжизни прошла умеренно. Все как обычно - гламур победно наступает, искусство прячется по углам. Разнеслась радостная весть: "500 художественно раскрашенных коров заполонят Москву, как заполонили Нью-Йорк, Лондон и Токио" (Велимир Мойст, "Знамя, время, вымя", "Газета.Ру", 14.04.). Коллега Мойст - человек очень серьезный; обнаружив, что "достоинством мероприятия следует признать тот факт, что оно ровным счетом ничего не символизирует", он счел необходимым помедитировать над важняком и глобалкой: "В отсутствие национальной идеи подойдет интернациональная. Оно даже лучше: у меня лично, не знаю как у вас, выражение "национальная идея" вызывает устойчивую идиосинкразию. Типа вдруг заставят ходить колонной по три или конфискуют любимую книжку". Этого и я сам опасаюсь, особенно в предчувствии надвигающегося празднования Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Накатившая на нас эпидемия патриотического воспитания заставила обычно предельно тактичного Сергея Хачатурова разразиться следующим пассажем по поводу начавшихся "победных" выставок. "Уважим, мол, вкусы людей военного поколения и сделаем просто и понятно, реалистично и патриотично, в духе живописи Ефанова и Герасимова. Такая презирающая правду истории и законы адекватного нашему времени художественного языка позиция неприемлема потому, что грешит тем же, что и "альтернативная" ей - сформированная на руинах постмодернистской "тотальной иронии" и субкультурной трэшевой поэтики. В обоих случаях мерзок цинизм. Мерзко бесчувствие. Бестактность" ("Каллиграфия Победы", "Время новостей" от 22.04.).

Однако следует понимать, что мы оказались в обществе, где функциональны только тотальная ирония и цинизм, доведенные до отчаянного логического конца. Например, как у доблестных "Синих носов", которые (очевидно наслушавшись наставлений Ковалева о революционном гламуре) решили "скрестить гламур с производственными отношениями". Вовсе не удивительно, что чуткая критика выставку проигнорировала, зато рецензию удалось откопать в органе, к соврискусству вовсе не склонном, - официозном издании "Российские вести". Обозреватель, принимая на веру высказывания наших записных весельчаков ("конъюнктурные, но талантливые художники Вячеслав Мизин и Александр Шабуров"), пишет: "Нас в советской школе учили, что такое базис, а что надстройка. Все-таки ценности в нашей жизни создают не менеджеры и фотомодели, а люди труда, которые умеют что-то делать руками или головой". И выдвигает при этом тезис очень серьезный, жизнеутверждающий: "Работы художников Вячеслава Мизина и Александра Шабурова, тонко уловивших запрос "моды на труд", в этом отношении симптоматичны. Ведь если современное искусство начинает обыгрывать столь отстраненное от него явление, значит, оно набрало немалую силу" (Станислав Стремидловский, "Мода на труд: эстетика постмодернизма", "Российские вести" от 13.04.).

То есть можно зафиксировать удивительный сюжет: крайности сходятся. Тут я согласен с Ириной Кулик: "Марксистско-левацкая риторика, лет десять назад казавшаяся достоянием канувшего в небытие совка, становится все более и более востребованной. Если еще недавно "левый дискурс" был чем-то радикальным и экстравагантным, то сегодня он оказывается едва ли не единственным, подобающим продвинутому человеку: разочарование в новом русском капитализме удачно совпало как с приобщением к западному "левачеству", так и с ностальгией по советской эпохе" ("Коммерсантъ" от 13.04.).

Предложенный Мизиным & Шабуровым новый модный тренд и впрямь является грубой и неряшливой подделкой под "истинно левый дискурс". Ничего удивительного, контрафакт - их любимый художественный прием. Трагизм ситуации в том, что всякий сколько-нибудь интеллектуальный проект у нас заведомо обречен на маргинальность, а стать настоящим лефтистом можно лишь одним способом - прочесть много умных книжек про дискурс. В противном случае получится вариант команданте Зюганова, который, как известно, старый солдат, слов любви не знает, об отчуждении прибавочной стоимости в процессе производства и слыхом не слыхивал. Тем не менее следует признать, что прибавочную стоимость из проведенной работы "Синие носы" все же вышибли - стало окончательно ясно, что борьба за права трудящихся возможна только в сфере чистого расточительства и опережающего потребления.

Посему вернемся к привычной теме - чистой и незамутненной Красоте. Тут ничего не меняется, просто все становится на свои места. Как подметила Фаина Балаховская, "в этом сезоне модно возвращаться - иначе не объяснишь почти одновременное появление на художественной сцене замечательных, но, казалось, совсем уже потерянных для нашего искусства персонажей, каждый из которых был однажды в центре событий и даже определил собой лицо эпохи" ("Девять лет спустя", TimeOut от 13.04.). Однако речь о том, что лучшие люди (такие, как Илья Пиганов) возвращаются из тех местностей, откуда никто до сих пор не возвращался, то есть из мира дизайна и красоты. Оказалось, что "гламур ему надоел, и начались поиски истины в деревенской тиши. Вернувшись в искусство, Илья Пиганов увидел окрест себя все тот же окончательный упадок красоты" (там же).

Вкратце история такова. "Слава Ильи Пиганова пришлась на середину 90-х. Он идеальный герой нового времени, свободный человек, креативщик, за бурной деятельностью которого было трудно уследить. Фотогеничная внешность романтика делала Пиганова постоянным героем светской хроники первых буржуазных глянцев. Казалось, что имя художника осталось в 90-х, откуда откликается затухающим эхом: "Пиганов, Пиганов..." Никто не предполагал, что в новое тысячелетие Пиганов въедет на белом коне триумфатора" ("Том второй" Ильи Пиганова в МУАРе", "Коммерсантъ-Weekend" от 08.04.).

Конь блед выглядит незатейливо. "Душноватая, несколько болезненная, почти выморочная красота, перегруженная аллюзиями. Не новый историзм, а новый декаданс. Словом, сплошные цветы зла, сезоны в аду, искушения святого Антония и поиски утраченного времени. С такой меблировкой хорошо сидеть в бархатных рейтузах при задернутых шторах, манерно затягиваясь пахитоской и лениво роняя фразы насчет прерафаэлитской образности" ("Велимир Мойст, "Совращение амуров", "Газета.Ру", 15.04.). Спутником-соратником в этот диванный поход Пиганов взял очень человека очень правильного. "В качестве Вергилия на этом мебельном складе - товарищ Пиганова, питерский куратор Аркадий Ипполитов, который рассыпается в комментариях к пигановским поставцам, по-мирискуснически восхищаясь эстетиками и качеством лака" (Антон Горленко, "Афиша" от 05.04.). И вот приговор целому поколению уж подписан: "Все художники поколения Пиганова, стартовавшие в начале 90-х, так же рафинированы, и так же замкнуты каждый на свой давно гикнувшийся золотой век, и по-западнически буржуазны" (там же). Никакой доктор Ипполитов не поможет. Хотя, возможно, тенденция уловлена правильная - наступает век рафинированной буржуазности. Впрочем, какое отношение он будет иметь к искусству как таковому? "Однако если коснуться морфологии предметов новой коллекции, то, невзирая на обилие цитат и глубоко скрытую иронию, возникает вопрос: можем ли мы безоговорочно воспринимать дизайнерскую продукцию Ильи Пиганова в качестве автономно существующих произведений contemporary art'a? Ведь использование аналогичных приемов мы видим и на современных книжных обложках, и на журнальных разворотах, и в многочисленных рекламных роликах, и т.д." ("АРТикуляция # 42 с Дмитрием Барабановым", "Артинфо.Ру").

На вопрос "Чем сердце успокоится?", кажется, ответил все тот же Антон Горленко в рецензии на выставку молодых художников Doublethink в галерее Stella. "Владимир Левашов собрал для выставки Doublethink ("Двоемыслие" - понятие из книги Оруэлла "1984") четырех авторов, которые в 1984 году были еще детьми, но которые понятие Оруэлла иллюстрируют вполне. Все они здорово симулируют - супрематизм, экспрессионизм, поп-арт и сюрреализм, но параллельно, будто увлекшись, начинают создавать пластически ценные вещи; двоемыслие? То есть буквально по Оруэллу: верят в свою правдивость, излагая обдуманную ложь; придерживаются одновременно двух противоположных мнений - а значит, выполнив действие, тут же анализируют его, и так до бесконечности" ("Афиша" от 05.04.). Вот так теперь все и будет. Как сказано.


СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСКПРЕДЫДУЩИЙ ВЫПУСК





           



Rambler's Top100

 


В ПОСЛЕДНЕМ ОБЗОРЕ

Cайт GiF.Ru начинает работать в формате информационного агентства. А это значит, что теперь на нем будут свежие и эксклюзивные новости, аналитика и расширенная афиша. // К обзору...



ФОРУМ






Guelman.Ru - сервер современного искусства

GIF.RU - Искусство России

GiF.Ru - Мир без политики

Киноклуб СИНЕ ФАНТОМ

Ежеправда



© 1999-2004 guelman.ru
e-mail: gallery@guelman.ru