
Коммерсантъ-daily 07.08.1999 День города -- взгляд из подполья
МИХАИЛ БОДЕ, АЛЕКСЕЙ ТАРХАНОВ
Фестиваль "Неофициальная Москва" в противоположность дежурным блюдам
официальных празднований предлагает своего рода "шведский стол", то есть
свободу выбора. На разных площадках организуются театральные спектакли, джаз
и рок-концерты, литературные вечера, кинопросмотры и художественные
выставки.
Движение Сергея Кириенко объявило, что противопоставит лужковскому официозу
новое, смелое, альтернативное искусство. Список объявлен. Но первый же
взгляд на список альтернативных мероприятий вызывает в памяти инициативы
десятилетней давности. Тогда, в конце 1980-х, был просмотр культовой
тинейджеровской "Ассы" и посвященное ей шоу артистического молодняка,
открытые читки запрещенных книг и театральные и кинопросмотры в подвалах,
выставки нонконформистов на Каширке, в ДК "Меридиан" и во Дворце молодежи,
ярмарки современного искусства "Арт-Миф", выпуск в свет экспериментальных
номеров солидных художественных журналов, выпущенных "молодежными"
редакциями.
Казалось, что дружный напор неофициалов повергнет цензуру и победит официоз.
Так и произошло. Затем в течение нескольких лет художественная молодежь
стремительно постарела и заняла освободившиеся посты в официальных
структурах. Даже во враждебном некогда Минкульте образовался целый отдел
молодых реформаторов, успешно превратившихся в умудренных жизнью
функционеров.
Только тогда вчерашние революционеры поняли чудовищную кутузовскую хитрость
старшего поколения. Не имея противодействия, молодежная культура 80-х просто
не могла более существовать. Стройные ряды оппозиционеров превратились в
разрозненные группки усталых сибаритов. Меж тем официальное искусство
успешно перегруппировалось и заняло еще более прочные позиции: Церетели,
Шилов, Глазунов, Андрияка, Клыков и многие другие прекрасно нашли общий язык
с новой властью, получили личные музеи своего творчества в самых престижных
местах Москвы и только чудом еще не присвоили себе монополию на московское
искусство. В этом смысле культурная программа Лужкова и стала восприниматься
как долгожданный новый противник.
Но с чем же выступили на этот раз альтернативщики? На удивление, с тем же
самым. С большим трудом в программе можно найти новые имена (о них мы
поговорим специально). В остальном -- имена эпохи "Ассы" и Московских
молодежных выставок. Кинематографисты-параллельщики, возможно, порадуют тех,
кто не видел их десять лет назад, литературные чтения вновь сведут нас с
Андреем Левкиным, Андреем Битовым и Вячеславом Курицыным, Андрей Ерофеев в
очередной раз выступит с демонстрацией своего музея современного искусства
образца 1989 года.
Слишком просто и не совсем справедливо было бы сказать, что программа просто
устарела. В конце концов, не мешает вспомнить, что происходило в Москве 15 и
20 лет назад, проблемы альтернативной культуры до сих пор не решены -- тем
более что их будут обсуждать за многочисленными "круглыми столами" (что,
кстати, тоже есть устойчивая московская традиция). Удастся ли предложить
действительную альтернативу новому официальному искусству -- весьма спорно.
Но хотя бы встретимся и потолкуем. Если узнаем друг друга.
|

|

|
|
|