
Коммерсантъ-daily, 03.09.1999
Владиленовичи против Михайловичей
ЕКАТЕРИНА ДЕГОТЬ
Два дня города в одном
В этот уик-энд в Москве, как обычно в начале сентября, пройдет День города.
Жители уже привыкли, что в парках будет громко, на улицах не слишком спокойно, а
по дорогам не проехать. Но в этом году им предлагается еще и нечто
альтернативное: праздник "Неофициальная Москва".
В идеологии фестиваля нет ясности -- неофициальное можно понимать как
политически альтернативное, или художественно авангардное, или молодежное, или
некоммерческое, или не пригретое властью (одна из акций остроумно называется
"Наша крыша -- небо голубое"). Но никаких ретроспектив соц-арта не предвидится.
Скорее речь идет о круге внимания современной относительно обеспеченной,
образованной, молодой публики, которая посещает вечера авангардного джаза,
рок-концерты, малобюджетные театры и клубы.
Фестиваль организован галеристом Маратом Гельманом и проходит под открытым
патронатом Сергея Кириенко и предположительно -- в рамках его предвыборной
кампании на пост мэра столицы. Не всех это последнее обстоятельство устроило.
Как утверждает один из создателей программы Вячеслав Курицын, часть литературных
клубов заняла позицию стойкой независимости и отказалась. Другие учреждения
(арендующие муниципальную жилплощадь или надеющиеся обрести муниципальный
статус) отказались по совершенно другим причинам. Самую большую трещину
фестиваль дал в области визуальных искусств. Коллекция современного русского
искусства 1980-1990-х годов, собранная Андреем Ерофеевым в рамках его отдела в
музее "Царицыно" (который тщетно вот уже много лет добивается поддержки со
стороны власти), должна была быть показана в Центральном Доме художника, но, по
утверждениям Ерофеева, дирекцию ЦДХ испугало имя Кириенко и они вспомнили, что
залам необходим срочный ремонт, а затем те же мысли пришли в голову и директору
Манежа. Художественная программа фестиваля скандально слабая (по сравнению с
очень хорошими музыкальной и театральной, с приличной литературой и интересной
ретроспективой неизвестного кино) -- в ней отказались участвовать все главные
московские галереи. "Если это предвыборная кампания, тогда встает вопрос, чем
мне это выгодно" -- так сформулировал свою позицию глава галереи Obscuri Viri
Николай Шептулин. Зато фестиваль инициировал чуть ли первую в наше время
открытую дискуссию о возможности политической ангажированности. Эту дискуссию мы
и предлагаем читателям
|

|

|
|
|