Коммерсантъ-daily, 03.09.1999
Зачем им "Неофициальная Москва"?




"Если нужно быть в оппозиции, я готов"
Марат Гельман, организатор фестиваля:
-- У нас теперь снова есть официальное искусство. А если существует официоз, в лицах, конкретный, то моментально появляется неофициальная Москва, которая не находится в отношениях фаворитизма ни с Кремлем, ни с Красным домом. Все началось с очень смешной инициативы Марка Захарова -- зачем в Москве столько театров? Давайте выберем семь хороших и будем финансировать только их, зато хорошо. Это от ложного представления о том, что культурная политика -- приближение к себе одних деятелей и удаление других. Любая развитая среда выдвигает свою элиту, и не надо вмешиваться в этот процесс. Политическая элита должна признавать принципы отбора художественной элиты, а не выбирать себе фаворитов сама. Когда я говорю Церетели, что есть художественная среда и она его не признает, он отвечает: "Во всем мире меня и так знают, вот я Тэтчер дарил, Клинтону дарил, вот я с Ельциным..." Я уверен, что мэр Нью-Йорка так же ничего не понимает в искусстве, как и мэр Москвы, но это ни капли не влияет на художественный мир Нью-Йорка.
-- Но многие говорят, что Кириенко -- это тоже официоз. На какие деньги организован ваш фестиваль? Не на деньги Кремля?
-- Нет, конечно. Мне вообще надоело, что люди из мэрии, от Зураба, из хором приходят ко мне в подвал и спрашивают, откуда у меня деньги. На подвал? Наш фестиваль копеечный. Каждая организация, которая у нас участвует, делает свое мероприятие на свои деньги или привлекает спонсоров. У нас двести мероприятий, из них только пять -- те, которые организовал сам оргкомитет, и они действительно финансировались нами -- три музыкальных фестиваля, кинопоказ и театральная программа ТЮЗа (естественно, театр ничего не получил, другое дело, что они продают билеты). Энергия неофициальных организаций не нуждается в больших деньгах.
-- Как вы относитесь к тому, что самые известные наши галереи отказались участвовать в вашем фестивале?
-- Я знаю, что вице-мэр Шанцев встречался с галеристами, и я очень рад, что он обеспокоился именно таким образом, потому что у него есть и другие возможности. Некоторые галереи рассчитывают за свое неучастие в фестивале получить помещение. Одна галеристка даже позвонила мне и сказала: "Марат, извини". Я ей сказал -- прекрасно ее понимаю, сам поступил бы так же, делай все, что считаешь нужным, главное, чтобы тебя не обманули после 5-го числа. Если все галереи получат помещения в аренду, если через некоторое время я окажусь в одиночестве, а все остальные будут устроены, я буду счастлив. Если для того, чтобы процесс продолжался, нужно, чтобы кто-то был постоянно в оппозиции, я готов.

"Все наши акции, как учил Ленин, партийны"
Константин Бохоров, куратор художественной программы:
-- Я пригласил участвовать в программе абсолютно всех, кроме крупных музеев. Обзвонил около 120-130 организаций. Я разослал факсы даже в Академию художеств и Церетели. Институт современного искусства Иосифа Бакштейна и "Художественный журнал" Виктора Мизиано сказали, что у них и так достаточно рекламы. Айдан Салахова (Айдан-галерея) и Елена Селина (галерея XL) сказали, что они заняты своей профессиональной жизнью. Некоторые другие, например выставочный зал "На Солянке", сказали, что у них существуют отношения с префектурой. Еще я пытался пригласить галерею "Пандан", которая находится в культурном центре мэрии. Галина Данелия, которая возглавляет галерею, сначала согласилась. Но в первом варианте приглашения была не очень четко сформулирована политическая программа. Когда они поняли, кто за этим стоит, то отказались.
-- А вы отдаете себе отчет, что участвуете в предвыборной кампании Кириенко?
-- Все наши акции, как учил Ленин, партийны, и это неизбежно. "Власть все равно не оценит наших компромиссов"

Андрей Ерофеев, создатель коллекции современного искусства в музее "Царицыно":
-- Неофициального искусства у нас уже нет, оно ориентировано на нормальный европейский контекст, если нет возможности делать проекты в России, художники улетают в Европу. Но в области художественных учреждений создались дублеры всех официальных бюрократических госструктур. Такой неофициальный или полуофициальный статус имеют Институт современного искусства, Центр современного искусства Сороса, наша коллекция и так далее. Потому что в области обучения, изучения и популяризации искусства у нас советских времен не произошло никаких сдвигов. Министерство культуры не имеет никакой художественной программы. И для меня в этом фестивале важна не ситуация конфронтации с городом, а ситуация конфронтации с министерством. Эти люди ничего не хотят. Всякое финансирование закончилось в 1994 году, закупок нет, на письма не отвечают. Лужков на этом фоне даже кажется живее, он хоть скульптуру Колейчука поставил в Олимпийской деревне.
-- Как вы относитесь к тому, что некоторые ваши коллеги предпочли участвовать в официальном Дне города?
-- Спокойно. Мы не на фронте, чтобы выстраиваться в колонны. Но они недостаточно, мне кажется, подумали. У каждого из нас есть опыт сотрудничества. И компромисс, который нам кажется предельным или даже запредельным, для власти вообще незаметен. Власть не поймет, на какие жертвы пошли мои коллеги, и они ничего не получат.

"Неофициальные -- те, кто еще не с похоронными венками"
Иван Засурский, руководитель пресс-службы:
-- Неофициальные -- это те, кто еще не с похоронными венками. -- Ваш фестиваль -- политическое событие?
-- Нет.
-- А может быть, вас просто используют?
-- А почему никто не думает, что мы Кириенко используем? Фестивалю нужен был партнер, коммерческий или политический. Жизнь такова, что откуда-то надо деньги брать. Моя личная позиция -- мне все равно кто. Если удается сделать мощное культурное событие, то кому важно, финансировало его "Кампари" или "Джек Дэниэлс"? Но Кириенко неплохой партнер, заинтересованный в изучении нового городского поколения. -- Для вас неофициальное -- это молодежное?
-- Нет, новое городское поколение -- это не молодежь. Это самостоятельные люди, которые сами программируют свою жизнь и именно поэтому интересуются новым, другим. Культура позволяет им построить собственную идентичность. -- А в рамках официального Дня города это невозможно?
-- У Лужкова, в отличие от Кириенко, политика не нишевая -- он пытается взять массу. А массу он берет проверенными приемами массовой пропаганды -- региональная пресса, монументы он делает, праздники массовые. Его линия просматривается. Он предлагает патерналистскую модель, Кириенко -- партнерскую.




© 1998,1999 Guelman.RU. © 1999 Московская Альтернатива. | Создание и поддержка - GIF пишите нам
www.reklama.ru. The Banner Network.