Коммерсантъ-daily, 03.09.1999
Почему они выбрали "Официальную Москву"




"Мы лояльные граждане"
Иосиф Бакштейн, директор Института современного искусства:
-- Я против искусственной политизации художественной жизни Москвы. Со стороны Кириенко в этом есть элемент политического цинизма, манипуляции художественными организациями для своих целей. И вообще, День города -- это официальное мероприятие, значит, нужно пытаться найти общий язык с мэрией. В данном случае она проявила заинтересованность в контактах. Меня спросили, участвую ли я в "Неофициальной Москве"? Я сказал -- нет. Тогда меня пригласили на заседание департамента мэра по связям с общественностью. Там мне предложили обсудить наше участие в официальном Дне Москвы, и я сказал, что это очень интересно. Через три дня мы с Айдан Салаховой были приняты Валерием Павлиновичем Шанцевым и имели долгую беседу. Валерий Павлинович нам объяснил, что мэрия занимает гибкую позицию и заинтересована в сотрудничестве с теми художественными организациями, которые раньше были вне поля ее зрения.
-- Это реакция на "Неофициальную Москву"?
-- Не думаю. Действительно, у нас раньше отношения с мэрией не складывались, но, если они говорят: давайте поговорим, чем вы занимаетесь, может быть, вам нужна помощь, отказываться от такого диалога было бы неразумно. Кроме того, День города -- это неполитическое мероприятие, "Неофициальная Москва" -- политическое. Мэрия является действующим властным институтом, и мы, живя в этом городе...
-- Должны быть лояльны?
-- Вообще говоря, да. Мы имеем дело с правительством Москвы и как лояльные граждане пытаемся с ним разговаривать.
-- Отдаете ли вы себе отчет, что это будет ваш вклад в имидж Лужкова?
-- Я с такой постановкой вопроса не согласен, это политизация. Если мэрия по каким-то причинам проявляет лояльность, то я тоже -- за. Если будет поставлен вопрос о политической поддержке, это будет специально обсуждаться. А на этой беседе я объяснил Валерию Павлиновичу, который хорошо знает театр Марка Захарова, что у нас есть художественные организации, вполне соответствующие ему по уровню, но условия, в которых они работают,-- это условия работы начинающего театра-студии. И коллекция Ерофеева, и "Художественный журнал", и мой институт -- у нас очень слабые позиции. Тем более цинично использовать нас в своей борьбе с мэрией. Это классическая подстава. Нас просто хотят использовать как пушечное мясо.
-- В мэрии речь шла о поддержке каких организаций? -- Есть восемь организаций, которые согласились на эту историю: Институт современного искусства, Центр современного искусства Сороса, Айдан-галерея, XL, галерея "Риджина", Obscuri Viri, Московский Дом фотографии и TV-галерея. Эти организации имеют серьезную международную репутацию, и если бы нас слушали при составлении художественной программы мэрии, это повысило бы репутацию Москвы как мировой столицы. Мы хотели, чтобы компетентные органы выслушали наши соображения на этот счет

"В программе 'Неофициальной Москвы' много кича"
Елена Селина, хозяйка галереи XL:
-- Искусство, которое я представляю, не неофициальное, а элитарное. Наверное, мы не востребованы властью, но я и не рвусь к этому. Я вообще не верю в то, что когда-либо наше государство будет поддерживать искусство. Ну разве что помещениями, а покупателей мы найдем сами. Я считаю, что статус у меня есть. И если бы на "Неофициальной Москве" выступало чистыми силами только актуальное искусство, соотносимое с мировым контекстом, как альтернатива кичу, я бы участвовала. Но в данном случае этого кича много и в программе "Неофициальной Москвы".
-- Поэтому вы участвуете в "Официальной Москве"?
-- Мы просто согласились устроить в эти выходные дни открытых дверей.
-- И что вам за это обещают? -- Ничего. Разговоры с мэрией о помещениях для галерей, о проекте "Улица Сохо" ведутся уже давно, и, поверьте, это просто совпадение.

"Если бы Кириенко был нашим клиентом..."
Айдан Салахова, хозяйка Айдан-галереи:
-- Я не могу назвать свою галерею неофициальной: у нас разрешено частное предпринимательство, я из-под прилавка не торгую, о нас пишут в популярных журналах от "Афиши" до Vogue. В конце концов, помещение, где мы находимся, выделено Москомимуществом. Мне не понравилось в этом фестивале, что интерес политических деятелей к нам появился только в момент их предвыборной кампании. Я могла бы это понять, если бы Кириенко был нашим клиентом, приходил на выставки и покупал бы у нас искусство.
-- Утверждают, что вы и другие галереи, отказавшиеся участвовать в этом фестивале, за этот отказ получили интересные предложения от мэрии.
-- Это неправда. Но то, что мы включены в официальный список дней Москвы,правда.
-- Исходила ли от вас эта инициатива или это была инициатива со стороны мэрии?
-- Инициатива исходила от нас, но интерес был взаимным. Мы уже давно обратились к мэрии с предложением о создании в Москве специального художественного района с галереями и мастерскими типа нью-йоркского Сохо. Марат Гельман тоже участвовал в обсуждении этого проекта, почему я так негативно и отреагировала на его фестиваль. На встрече с нами Шанцев сказал, что идея замечательна и что, если у мэрии будут возможности, он будет всячески ее поддерживать.
-- Каково ваше отношение к политической стороне фестиваля?
-- Я далека от политики. Я даже долго считала, что на рекламе "Правого дела" рядом с Хакамадой изображен Кириенко (хотя это был Федоров), и думала, как он мог так растолстеть? Но политически этот фестиваль мне кажется не очень грамотным. Использовать культуру в политических играх некрасиво. Хотя каждая галерея имеет свою стратегию, и если Гельман считает, что за счет политических акций у него расширяется клиентура, ради Бога. Мы работаем по-другому. Мы все москвичи. Никаких препятствий своей деятельности от московской мэрии я не вижу. Если будет другой мэр, я буду работать с ним. Если ко мне в галерею придет Кириенко, я обслужу его по высшему разряду. Но жертвовать ради его политического успеха своей репутацией я не стану.




© 1998,1999 Guelman.RU. © 1999 Московская Альтернатива. | Создание и поддержка - GIF пишите нам
www.reklama.ru. The Banner Network.