
ВРЕМЯ-MN NIS, 06.09.1999
ГДЕ ЭТА УЛИЦА?
АНДРЕЙ НЕМЗЕР
Всякий праздник хорош. Как говорила одна моя знакомая: "Люблю,
когда меня поздравляют. Пусть даже с длинным носом". Именно на
этом основана идея официального Дня города: отпуска кончились,
зима катит в глаза, а тут тебе праздник - с балаганами,
улично-парковой музычкой, тройками и шашлыками. Бабье лето,
золотистые листья, "последний нонешний денечек гуляю с вами я,
друзья!" Можно сколько угодно сетовать на безвкусицу казенных
мероприятий, но настроение они подымают не только тем, кто стрижет
с этой безвкусицы купоны. Отдельно - раздражение от бессмысленной
траты денег, помпезных "проектов", сусальности и пошлости;
отдельно - воскресный мажор с примесью некоторой неловкости: "Эту
бы песню да не испортить". В результате понятная мечта: "Будет и
на нашей улице праздник!"
Всякий искренний энтузиазм достоин если не признательности,
то уважения. Желание лидеров правых политических сил устроить
праздник "на нашей улице" никак не исключение. Неизбежен, однако,
вопрос: "Где эта улица?", иными словами - для кого праздник
устраивается? Для "продвинутой" молодежи? Для артистической
тусовки, у которой, кажется, и будней-то не осталось? Для самих
организаторов? Для потенциальных избирателей Сергея Кириенко? И
здесь неизбежен вопрос попутный - а кто они? Только ли
"продвинутые" двадцатилетние? Неприязнь к аляповатой помпе
"новосоветского" стиля отнюдь не гарантирует любви к "новому" - у
нас это обычно значит "левому", "радикальному", "революционному" -
искусству. Точно так же связь эстетической левизны и политического
либерализма далеко не так безусловна, как на протяжении последних
недель твердили главные идеологи "Неофициальной Москвы" -
известный галерист и политтехнолог Марат Гельман и критик
Вячеслав Курицын. Не говоря уж о том, что в России 90-х
деятели культурного андеграунда суще ствуют как своего рода
истеблишмент, а "альтернативность" и декларативный отказ от
"иерархии" зачастую оказываются способом утвердить свою и
только свою систему ценностей. Не слишком либеральную и уж
никак не либерально-консервативную, но зато крепчайшим образом
сцепленную с заклятым официозом. Помнится, сражался Гельман с
Зурабом Церетели - стоит себе Петр Жуткий по-над
Москвой-рекой, а "прославившийся" статуеборец ваяет нам теперь
"Неофициальную Москву".
Конечно, в культурной программе альтернативного фестиваля
были свои радости: например, для меломанов и синефилов. Да и
некоторые спектакли (пусть не премьерные) нашли себе благодарную
аудиторию. И что можно возразить против подведения итогов конкурса
"сетевой" литературы "Тенета"? Только то, что никакой "сетевой"
литературы не бывает (бывает - вне зависимости от формы записи и
бытования - хорошая и плохая). Но ведь это не аргумент. Пусть
среди призеров (как по версии "профессионального жюри", так и по
версии "жюри сетевого") достаточно давно печатающихся литераторов
(Полина Барскова, Сергей Солоух, Эдуард Шульман, Владимир
Строчков, Александр Левин и проч.), пусть другие призеры стоят на
пороге публикаций, пусть наиболее разумным организаторам конкурса
(азартно и бескорыстно занятым благородным делом - поиском свежих
дарований) ясно, что российская словесность в Интернете - это
огромная прозрачная литконсультация, где засилье графоманов не
отменяет возможности появления больших талантов, пусть... -
все равно в тысячу голосов будут кому положено кричать о
невиданной свободе, альтернативности, одолении редакторского
деспотизма. Но ведь есть у проблемы и иной ракурс: и "Тенета"
осуществилась бы без "Неофициальной Москвы", и крики
соответствующие мы бы услышали - а вручение премий в Доме Кино
при участии Кириенко (и Гельмана) не самая важная составляющая
в истории отечественной "сетевой" литературы.
Касается это и многих других программ. Хорошо, конечно, что
были найдены средства, но ведь и прежде случались в Москве яркие
"альтернативные" концерты, спектакли, выставки (кстати, с
последними на "Неофициальной Москве" не заладилось). Полагаю, что
и воскресный слет поклонников Виктора Пелевина в Битцевском
лесопарке (конкурс пародийных слоганов в духе Generation "П";
конкурс портретов кумира) состоялся бы при любой погоде. Просто
издательство "Вагриус" приторочило бы его к программе Московской
международной книжной ярмарки. Или еще к чему-нибудь. А вот что
певец Чапаева и Че Гевары, автор ядовитого - и строящегося на
передержках - антилиберального памфлета, борец с тотальной
"виртуальностью" российской посткоммунистической системы,
низвергатель рекламы (особливо политической) используется в
рекламных целях политиками, решившимися олицетворить правую
идеологию и вроде бы верящими в реальность и осмысленность
повсеместно оплевываемых "либеральных ценностей", - факт этот
наводит на размышления. Все о том же - п раздник состоялся, но
на какой именно улице?
|

|

|
|
|