
ВРЕМЯ-MN NIS 06.09.1999
ПОЛНЫЙ "ФОЛЬК OFF"
ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА
Фестиваль новой музыки прошел в Московском ТЮЗе
Все пришедшие в субботу в ТЮЗ поневоле сравнивали происходящее
с не так давно отшумевшей здесь же "Вальпургиевой ночью",
устроенной немецким культурным центром имени Гете. Немцы тогда
действительно расстарались, аккуратно и методично превратив на
время очаг детской культуры в прибежище порока - при ближайшем
рассмотрении, конечно, весьма стилизованного. На первый взгляд,
включенный в программу "Неофициальной Москвы" Фестиваль новой
музыки "Джаzz Off" выглядел похоже: та же публика в зале, та же
альтернативная междужанровость на сцене, тот же нон-стоп,
затянутый сильно заполночь. Правда, в туалете не крутят
порнофильмы - это первое очевидное отличие от немецкой вакханалии
некоторых сразу разочаровывало. Зато уровень всех участников на
удивление хорош и ровен - эта необычная для подобных мероприятий
деталь могла только радовать.
"Джаzz Off" - первая кураторская работа музыкального критика
Юлии Бедеровой. К месту оказались не только ее хороший вкус, но и
организаторская неопытность. В противном случае - если бы все
задуманное получилось - однодневная программа просто лопнула бы по
швам. А так - имелся хоть длинный, но все же обозримый ряд номеров
и стабильный интерес публики, который смог ослабить лишь часзакрытия метро.
По всей видимости, "Джаzz Off" оказался одним из самых
удачных мероприятий "Неофициальной Москвы". Оставшаяся после всех
неполадок и нестыковок его программа получилась достаточно
разнообразной. Участники - от Германии до Челябинска, жанры - от
покаянных стихов до экспериментальной моды, от струнного ансамбля
до рока. Хитами московского фестиваля стали не москвичи - пусть не
будет в этом никакой обиды, а только одна радость, что удалось
заполучить таких отличных исполнителей. Это, во-первых, приехавший
из Вильнюса Владимир Тарасов - знаменитый ударник легендарного
когда-то джазового трио Тарасов - Чекасин - Ганелин, умница и
виртуоз одновременно. Он представил собственный опус - сочиненную
по немецкому заказу "Алеаторическую музыку для ударных и рулетки"
- без эксцентризма и претензий, по-европейски умелую;
профессиональному композитору за такое сочинение стыдно не
будет. Все в его выступлении было понятно и четко сделано,
поразительно, с какой рассудительностью и хладнокровием
колдует музыкант над своим всег да готовым на небывалую
щедрость ударным царством!
Другой герой - любимец публики, неподражаемый тувинский
квартет "Хуун-хуур-ту", грамотно разместившийся со всеми своими
хриповатыми инструментами, кочевой меланхолией, неправдоподобной
техникой пения и стабильным качеством в модных пространствах world
music. В Москву завернутые в блестящие халаты музыканты прибыли
прямо с Эдинбургского фестиваля, где их песни о степном и таежном
крае, надо думать, казались еще печальнее, а ностальгия - ещепонятнее.
Народными песнями, более к нам близкими, фестивальная
программа тоже обижена не была - без фольклора сейчас в новом
музыкальном пространстве не обойтись, он добавляет его
импровизационно-расслабленному духу и остроту, и основательность.
Русский фольклор присутствовал как в обработанном виде (Сергей
Старостин с "Волковтрио"; болтливая спутница питерского трубача
Вячеслава Гайворонского - Эвелина Петрова, без конца уморительно
трещавшая под свой баян), так и в совершенно искреннем и
натуральном (ансамбль "Сирин") и во всех своих проявлениях был
исключительно симпатичен. Так что это был такой "Джаzz Off",
который уже почти "Фольk Off".
|

|

|
|
|