
ВРЕМЯ-MN, 06.09.1999
КУПОЛА, КОЛОКОЛА И "ПУШКИНСКИЙ УГОЛОК"
СЕРГЕЙ САФОНОВ
В День города московское правительство уделило внимание
изобразительному искусству.
В конце прошедшей недели культурная жизнь столицы была
отмечена несколькими значительными - в понимании московских
властей - событиями. Принадлежащая городу Картинная галерея
Александра Шилова провела День открытых дверей, позволив всем
желающим насладиться сладкой портретной живописью. Однако еще
большее внимание любителей "сделать себе красиво" привлекло
торжественное открытие в Гороховском переулке Московской
государственной специализированной школы акварели Сергея Андрияки.
Такого не удостаивались ни знаменитый акварельный виртуоз
Артур Фонвизин, ни проработавший всю жизнь в сложной многослойной
акварельной живописи Борис Маркевич. Толпа почитателей Андрияки
собралась у стен реконструированного "готического" особняка,
отличающегося, как сказано в пресс-релизе, "собственной радостной
новизной, сквозящей из каждого кирпичика". Громкие милицейские
команды слышались из оттопыренных карманов штатских, на первый
взгляд, граждан; оркестр играл попурри из мелодий, обычно
предназначающихся для оформления подобных событий; время от
времени в музыке явно слышались фрагменты "Хава Нагилы". Впрочем,
при приближении Юрия Лужкова музыканты как-то собрались и грянули
газмановский гимн "Москва, звонят колокола!" По сложившейся
московской традиции, школа получила православное благословение, в
небо взмыли голуби, а мэр был объявлен почетным профессором. После
чего вниманию собравшихся предстала выставка произведений
новоявленного мэтра, расположившаяся на выставочной площади в 900
кв. м.
Больше всего недавние акварели Сергея Андрияки напоминают
работы советских художников, прошедших в юности хорошую школу, но
в сороковых-пятидесятых подвергнутых суровой соцреалистической
"правке". Настолько серьезной, что после нее авторы, опасавшиеся
быть вновь заподозренными в формализме, полностью отказывались от
профессионального подхода к работе - поиска интересной кладки
цветового мазка, ритма и соотнесения размеров цветовых пятен. На
первый план в таких случаях выступало не "как", а "что" и "про
что". То же и у нашего современника, обласканного на деньги
налогоплательщиков. Купола православных храмов, освещенных
закатными лучами, оттепель, ливень, горящие свечи, поздняя осень,
мостки, уходящие куда-то вдаль через болото... Сюжеты, знакомые с
детства (в более виртуозном исполнении), сделали свое дело. Имей
московское правительство ясную и квалифицированную стратегию в
области искусства - быть может, поддержку получил бы вовсе не
Андрияка, впервые набравший в свою школу 28 учеников. А, к
примеру, старейшая Московская художественная школа N1 на Пречистенке, расположенная в здании знаменитой Поливановской гимназии, славная своими традициями и ежегодно выпускающая не один десяток юных художников. А так - "звонят колокола", и все:
православие-самодержавие-народность на новый лад.
Еще одно начинание реализовано неподалеку от ЦДХ. Объединение
"Музеон", созданное правительством Москвы в 1992 году и взявшее
под свою "крышу" уличных художников, торгующих на подступах к
зданию, решило создать "новый пушкинский уголок" (формулировка
устроителей). Попытки хоть как-то эстетически организовать
пространство вокруг здания делаются не первый год - уже более 600
экспонатов расположены группами и в одиночку и объявлены Парком
скульптуры. Теперь наряду с давно прижившимися здесь строителями
коммунизма и выкрашенной в синий цвет высокой беспредметной
композицией (на заре перестройки оставлена каким-то иностранцем)
посетителей Дома художника будет встречать "Площадь Пушкина". Ее
основу составили работы, выполненные нынешним летом в рамках 2-го
Московского симпозиума по скульптуре. "Крылатый ангел
вдохновения" - в центре, на высоком деревянном витом
основании. Многочисленные Александры Сергеевичи и Натали - по
концам радиально расходящихся засыпанных гравием дорожек. Все
венчает "Фонтан любви, фонтан жи вой" (скульптор Владимир
Буйначев): робкая струйка воды бьет из каменной чаши с
каменными же плащом и цилиндром на краю.
Опять оркестр, трибуна, речи: "событие, за которое мы хотим
поблагодарить Юрия Михайловича". Словом, "Тефаль всегда думает о
нас". В самом ЦДХ - все как обычно. В залах, где в рамках
"Неофициальной Москвы" планировался показ коллекции современного
искусства, собранной Андреем Ерофеевым, начался ремонт паркета.
Праздник пережили. Только в ушах звенят колокола.
|

|