Коммерсантъ-daily 07.08.1999 Москва незлатоглавая
Называться "Альтернативой" легко, потому что альтернатива этой альтернативе
слишком очевидна
Екатерина Ъ-Деготь
Как сообщили на пресс-конференции (о которой вы можете прочитать на этой
полосе), фестиваль искусств "Неофициальная Москва", патронируемый Сергеем
Кириенко, состоится 3-5 сентября. Сам Кириенко, проявив себя человеком эры
компьютера, предложил на пресс-конференции выдавать тем посетителям
фестиваля, что "прошли все уровни", некие специальные призы (может быть,
вторую жизнь?). Неотвратимость наступления фестиваля, однако, не отменяет
вопроса о том, что же такое неофициальная Москва. Было бы сказано
"неофициозная Москва", эмоционально стало бы понятнее. Но по сути дела? В
программу фестиваля попало то, что не вошло в программу официального
празднования, то есть порой диаметрально противоположное,-- от музыкального
авангарда мирового уровня до провинциальных картинок в духе русского
реализма XIX века, от новаторских спектаклей до произведений (цитирую с
внутренней опаской) "единственного в России специалиста по воздействию
художественной литературы на сознание человека".
Составляет ли вся эта невостребованная культура какую-либо общность? Или это
опять каша книжных лотков времен гласности -- Солженицын вперемешку с
Хармсом, Платон с астрологией? Солженицын, Хармс, Платон и астрология за
последние годы стали вполне признаны и в протежировании не нуждаются, но,
может быть, в самом деле уже требуется новая гласность? Может быть, нужно
опять вывалить на потребителя все, что не получило статуса в последние годы,
и уже только потом смотреть, что здесь к чему и все ли стоило вываливать?
Что касается слова "альтернатива", то тут устроителям повезло: его
достаточно потому, что альтернатива этой альтернативе так очевидна.
Националистическая риторика, эстетический консерватизм,
нуворишеско-купеческий кич, хамство и нетерпимость к "другим" (на самом
поверхностном уровне -- приезжим, но, конечно, любым другим), гигантомания и
показуха -- все эти приметы московского стиля так хорошо известны, что все,
что не есть это, узнается мгновенно. Но все же остается неясным:
неофициальное -- это просто незасвеченное, обойденное вниманием, или это
лучшее?
У фестиваля "Неофициальная Москва" есть два пути. Один -- экспертами
составленный фестиваль, представляющий авангардные культурные феномены, не
пользующиеся, действительно, никакой поддержкой нынешней власти (и не только
московской). Слово "неофициальный" понимается тогда как "новаторский", а
неофициальное искусство становится синонимом актуального, зашкаливающего,
рискованного. Это путь эстетически и социально смелый, аррогантно
западнический, непопулярный в массах, но соответствующий имиджу Кириенко как
"лидера молодых профессионалов" и в конечной (но далекой) перспективе
выигрышный.
Другой путь -- более популистский, более демократический и в каком-то смысле
даже более амбициозный: фестиваль негосударственных инициатив в области
культуры. В этом есть смысл более важный, чем просто реабилитация чьих-то
хобби,-- это пропаганда другой (децентрализованной -- чтобы было чем дышать)
культурной структуры и другого (гражданского -- чтобы было кому дышать)
общества. Заявленные авторами программы "открытость к будущему, стремление к
новому и интерес к иному" -- лозунги не только эстетические, но и
политические: модернизм и мультикультурализм нашей страной равно упущены.
Провозглашение городской (московской) идентичности вместо русской
противостоит национализму и фундаментализму, а акцент на частном характере
культуры децентрализует, разоружает, детоталитаризирует ее еще больше.
Но тогда надо быть последовательными в провозглашении программы поддержки
любых меньшинств -- казахского землячества, альтернативной музыки,
украинской поэзии. Собственно, любого человека, поскольку каждый есть то или
иное меньшинство -- еврей, рыжий или филателист. Стало ужасно стыдно, когда
на пресс-конференции было объявлено о необходимости договориться с мэром,
чтобы избавить деятелей культуры от тягот обязательной московской прописки,
которую те не могут себе позволить (нет денег на взятки или покупку
квартиры, нет сил общаться с московскими чиновниками). Повеяло творческими
союзами, советской властью и неистребимым умением жить при ней, выбивая себе
особые льготы; хотелось, чтобы веяло пониманием сути демократии и желанием
бороться за уничтожение как ограничений, так и льгот.
Другой момент непоследовательности в политике поддержки маргинального как
единственно гражданского -- кое-где прорывающиеся попытки создать какую-то
"полную картину". Так, художественная программа, базирующаяся на идее
охватить "всю географию Москвы и все направления" (включая явный кич) -- не
только невыигрышна, но и тоталитарна по сути своей, поскольку зовет к
насильственному синтезу идеологически противостоящих друг другу направлений.
Так, впрочем, сейчас принято. В целом программа "Неофициальной Москвы" по
своей структуре напомнила досуговый рекламный журнал типа недавней "Вечерней
Москвы" или нынешней "Афиши" -- помимо театров и кино, тут есть рубрики
"дети" и "ночные клубы", а также рестораны и казино, -- все что угодно.
Вообще представление о том, что гражданское общество проявляет себя в сфере
досуга и светской жизни, в последние годы в нашей стране возобладало. Ну что
ж, начнем с этого.
|

|