
Сегодня, 07.09.1999
Врез
НИКОЛАЙ МОЛОК
НИКОЛАЙ МОЛОК, обозреватель журнала "ИТОГИ", специально для "СЕГОДНЯ"
Разделения на "чистых" и "нечистых" не произошло
Как и ожидалось, раскол в рядах галеристов, случившийся накануне
Дня города, не омрачил праздник, а придал ему некоторую бодрящую
интригу. Пришедших к Лужкову галеристов заподозрили в том, что
власти кое-что им пообещали. Те заявляли, что, не согласившись
участвовать в мероприятии Кириенко, сохранили политическую чистоту. Но
когда все началось, публика, перемещаясь из одной галереи в другую,
уже начисто забыла, какая из них официальная, а какая нет.
Многие из выставок, прошедших в рамках официальной программы,
оказались более радикально-маргинальными, чем неофициальные проекты. И
наоборот: в "Неофициальной Москве", к примеру, была акция вполне
"официального" скульптора Александра Бурганова около его же
скульптурной композиции "Наталия и Александр" на старом Арбате, столь
любимой Юрием Лужковым.
В рамках официальной программы галерея XL показала большую картину
модных актуальных художников Александра Виноградова и Владимира
Дубосарского "Христос в Москве". А Московский дом фотографии
совместно с Институтом современного искусства представил самую
красивую выставку Дня города, к Москве, правда, отношения не
имеющую, - "Париж в объективе агентства "Магнум". Стильные
черно-белые фотографии знаменитых фотографов (среди них, например,
Анри Картье-Брессон) все равно воспринимались скорее как альтернатива
официозным торжествам в официозном городе.
И все же лучшие художественные проекты Дня города были устроены
неофициалами. Сергей Кириенко, оказавшийся по первой профессии
сварщиком, участвовал в перформансе Владимира Архипова "Сваренные" в
галерее Гельмана: самолично варил сварочным аппаратом. Посетил он и
акцию "Дом" - самый интересный проект "Неофициальной Москвы":
актуальные художники сделали свои мини-выставки в общежитии
Литинститута. Как справедливо сказано в пресс-релизе акции, искусство
"только дало повод посмотреть, как живут люди". Люди живут, прямо
скажем, "не очень": обшарпанные полуразрушенные стены, безденежье,
голодуха, пьянство и разврат. Как в любой общаге. И посреди
самодельных инсталляций из пустых бутылок, газетных вырезок с
фотографиями Павла Буре, иконок, приспособлений для игры в пинг-понг
в одиночку и выращиваемых студентами крысок и мышек - объекты
продвинутых художников Гора Чахала, Георгия Литичевского, Ирины
Вальдрон, Олега Кулика (в честь работы последнего хозяин комнаты
поэт-второкурсник Диниил тут же сымпровизировал небольшую оду).
Сергей Кириенко с любопытством и энтузиазмом осматривал выставку, не
подозревая, что, выклянчив у него автографы, юные литераторы спустя
полчаса продадут их журналистам по пятьдесят рублей за штуку. Один
мой знакомый сторговался за тридцать.
Словом, праздник удался. И очень даже неплохо, что именно так
весело открылся московский художественный сезон.
|

|