
ИТОГИ, 07.09.1999
Городу и мэру
Николай Молок
Москвичам опять повезло. То всем городом справляли Пушкина. Теперь - День
города. Причем в этот раз целых два. Один - официальный, под патронажем
мэрии и лично мэра. Второй - неофициальный, устроенный претендентом в мэры
Сергеем Кириенко.
Кириенко и его команда (главный в которой - известный галерист и пропагандист
актуального искусства Марат Гельман) называли свой праздник "Неофициальная
Москва" альтернативным и, соответственно, выбирали тех, кого по отношению к
официальной культуре сочли маргиналами. Другое дело, что выбор этот порой
кажется довольно странным. Взять, например, такого, мягко говоря, не вполне
неофициального художника, как Александр Бурганов. Выставка его
"Бурганов-центра" была включена в список Кириенко. А ведь еще в начале июня
памятник "Наталия и Александр" на Старом Арбате работы этого самого
Бурганова открывал лично Юрий Михайлович Лужков. Трудно представить, чтобы
за какие-то три месяца официозный скульптор превратился в маргинала.
Если Кириенко хотел пойти на конфликт, то московские власти поступили хитрее
и, в результате, эффективней. Товарищ Шанцев выразился в том духе, что с
Кириенко "достигнуто полное взаимопонимание" и "Неофициальная Москва" стала
всего лишь частью официального праздника. Что, наверное, и правильно.
Между тем за несколько дней до Дня города от Кириенко к Лужкову ушли
несколько лучших участников. Они - надо сказать, вполне справедливо - сочли,
что претендент в мэры просто-таки использует художников в личных
политических целях ("классическая подстава", как выразился один из
"перебежавших" галеристов). Но сам Марат Гельман вовсе не обиделся, а,
наоборот, возгордился. И было отчего: благодаря его усилиям власти все-таки
обратили внимание на актуальное искусство. Впрочем, как говорится, от
перемены мест слагаемых сумма не меняется: главное, что москвичи в эти
выходные получили несколько десятков дополнительных удовольствий.
Правда, одной - и самой главной - выставки все же не было: экспозиции
неофициального искусства 70-х - 90-х годов из коллекции музея "Царицыно".
Сначала выставка была приписана к "Неофициальной Москве" и должна была
пройти в Центральном доме художника. Но там вдруг решили менять полы. Тогда
выставка переехала в Манеж. Но и там тоже начали ремонт. Куратор выставки
Андрей Ерофеев уже стал подумывать о мэрских кознях. Но в мэрии сказали, что
они тут ни при чем и что, наоборот, были бы Ерофееву даже рады. В общем,
выставка так и не открылась.
Главными же случившимися событиями Дня города следует признать вовсе не
культурные мероприятия, а совсем другое. Например, то, что торговый центр
"Охотный ряд", несмотря на взрыв бомбы, принял своего 50-миллионного
посетителя. Или Кубок мира и Кубок мэра по конному спорту. Или милицейскую
эстафету по Садовому кольцу. Или же то, что мэрии праздник обошелся в
пятьдесят миллионов рублей. Причем сорок - из городского бюджета. Читай - из
нашего кармана.
|

|