
ВРЕМЯ-MN , 07.09.1999
ТЕНЬ ГОРОДА
СТАНИСЛАВ Ф. РОСТОЦКИЙ
Ретроспектива "Неизвестная Москва" в Центральном доме
кинематографистов
В анонсах многочисленных мероприятий "Неофициальной Москвы"
программа неизвестных и забытых фильмов о столице была удостоена,
кажется, наибольшего количества восторженных эпитетов. Старые
отечественные киноленты сегодня кажутся весьма притягательными для
законодателей культурологической моды. Переболев Джоном Ву и Эдом
Вудом, продвинутая общественность обратила взгляд на неисправимых
лгунов, мировых парней и будни уголовного розыска.
Собственно Москвы на экране было немного. К сожалению, так и
не были показаны ленты, призванные олицетворять своего рода альфу
и омегу московского киномифа, - изобретательско-рационализаторская
фантазия Александра Медведкина "Новая Москва" (1938) и один из
самых пронзительных и живых фильмов постперестроечного периода "За
день до" (1991) Олега Борецкого и Александра Негребы. В тех же
картинах, которые все-таки были продемонстрированы почтеннейшей
публике, порт пяти морей оказался в лучшем случае живописным
фоном. А то и вовсе был выведен за скобки (как, например, в драме
Анатолия Эфроса "Високосный год" (1961) или отменном шпионском
фильме "Человек без паспорта" (1965) Анатолия Бобровского).
Пожалуй, самым "московским" оказался фильм "Два воскресенья"
(1963), о девушке Люське из далекого Радиозаводска, которая
выиграла в лотерею и предпочла поездку в первопрестольную
банальной шубе. Этот изящный и легкий экзерсис Владимира
Шределя был снят по рекламному заказу госуправления лотерей и
озвучен знаменитыми "Голу быми городами" в исполнении Эдуарда
Хиля, после чего благополучно забыт.
Так или иначе, даже не сложившись в цельную программу,
показанные в Доме кино картины не перестали быть ценными и
любопытными. Куда больше вопросов вызывает концепция обращения с
этими и им подобными сокровищами Госфильмофонда. "Именно ленты
такого рода могут стать отличным материалом для создания в России
нового кинематографического культа", - утверждал куратор
программы, кинокритик Михаил Брашинский. Материал, что и говорить,
превосходный, но стоит ли на его основе создавать
сознательно-концептуальную инфраструктуру ("В стране должна
возникнуть целая сеть киноклубов, где люди, интересующиеся таким
кино, могли бы его посмотреть") - большой вопрос. Став частью
моды, выйдя из хлопчатобумажного подполья льготных сеансов в
"Иллюзионе" и запредельно ранних телепоказов, "ленты такого рода"
напрочь теряют свое тревожное обаяние. Флер испаряется. Исчезает
без следа, будто шпионское донесение, написанное
симпатическими чернилами. И потому Белый зал Дома кино
(полупустой, а порой и вовсе пустынный во время показов) вы
зывает скорее оптимизм. Такое кино действительно мало кому
нужно. И это замечательно. Решительно не вписавшись в контекст
массовых народных гуляний, эти смешные, безумные и драгоценные
фильмы вернулись к тем, кому они принадлежат по праву. К
истинным адептам, которые способны пропустить свидание ради
фильма "Стоянка поезда - две минуты" с Олегом Видовым и
Борисом Сичкиным или проснуться ни свет ни заря, дабы в
который раз пересмотреть по телевизору бессмертную комедию
"Штепсель женит Тарапуньку". Как задорно распевали герои
последней, "я очень счастлив и рад за вас".
|

|

|
|
|