ВРЕМЯ-MN , 07.09.1999
ТЕНЬ ГОРОДА
СТАНИСЛАВ Ф. РОСТОЦКИЙ


Ретроспектива "Неизвестная Москва" в Центральном доме кинематографистов
В анонсах многочисленных мероприятий "Неофициальной Москвы" программа неизвестных и забытых фильмов о столице была удостоена, кажется, наибольшего количества восторженных эпитетов. Старые отечественные киноленты сегодня кажутся весьма притягательными для законодателей культурологической моды. Переболев Джоном Ву и Эдом Вудом, продвинутая общественность обратила взгляд на неисправимых лгунов, мировых парней и будни уголовного розыска.
Собственно Москвы на экране было немного. К сожалению, так и не были показаны ленты, призванные олицетворять своего рода альфу и омегу московского киномифа, - изобретательско-рационализаторская фантазия Александра Медведкина "Новая Москва" (1938) и один из самых пронзительных и живых фильмов постперестроечного периода "За день до" (1991) Олега Борецкого и Александра Негребы. В тех же картинах, которые все-таки были продемонстрированы почтеннейшей публике, порт пяти морей оказался в лучшем случае живописным фоном. А то и вовсе был выведен за скобки (как, например, в драме Анатолия Эфроса "Високосный год" (1961) или отменном шпионском фильме "Человек без паспорта" (1965) Анатолия Бобровского). Пожалуй, самым "московским" оказался фильм "Два воскресенья" (1963), о девушке Люське из далекого Радиозаводска, которая выиграла в лотерею и предпочла поездку в первопрестольную банальной шубе. Этот изящный и легкий экзерсис Владимира Шределя был снят по рекламному заказу госуправления лотерей и озвучен знаменитыми "Голу быми городами" в исполнении Эдуарда Хиля, после чего благополучно забыт.
Так или иначе, даже не сложившись в цельную программу, показанные в Доме кино картины не перестали быть ценными и любопытными. Куда больше вопросов вызывает концепция обращения с этими и им подобными сокровищами Госфильмофонда. "Именно ленты такого рода могут стать отличным материалом для создания в России нового кинематографического культа", - утверждал куратор программы, кинокритик Михаил Брашинский. Материал, что и говорить, превосходный, но стоит ли на его основе создавать сознательно-концептуальную инфраструктуру ("В стране должна возникнуть целая сеть киноклубов, где люди, интересующиеся таким кино, могли бы его посмотреть") - большой вопрос. Став частью моды, выйдя из хлопчатобумажного подполья льготных сеансов в "Иллюзионе" и запредельно ранних телепоказов, "ленты такого рода" напрочь теряют свое тревожное обаяние. Флер испаряется. Исчезает без следа, будто шпионское донесение, написанное симпатическими чернилами. И потому Белый зал Дома кино (полупустой, а порой и вовсе пустынный во время показов) вы зывает скорее оптимизм. Такое кино действительно мало кому нужно. И это замечательно. Решительно не вписавшись в контекст массовых народных гуляний, эти смешные, безумные и драгоценные фильмы вернулись к тем, кому они принадлежат по праву. К истинным адептам, которые способны пропустить свидание ради фильма "Стоянка поезда - две минуты" с Олегом Видовым и Борисом Сичкиным или проснуться ни свет ни заря, дабы в который раз пересмотреть по телевизору бессмертную комедию "Штепсель женит Тарапуньку". Как задорно распевали герои последней, "я очень счастлив и рад за вас".




© 1998,1999 Guelman.RU. © 1999 Московская Альтернатива. | Создание и поддержка - GIF пишите нам
www.reklama.ru. The Banner Network.