Коммерсантъ-daily, 08.09.1999
Из галереи в коммуналку
МИЛЕНА Ъ-ОРЛОВА


Самым радикальным жестом в художественной программе альтернативного празднования Дня города "Неофициальная Москва" стала однодневная выставка-акция "Дом", устроенная в студенческом общежитии Литинститута. Организаторы выставки решили вернуть современное искусство туда, откуда оно вышло,-- в коммуналки и частную жизнь. И им это удалось.
Скорее всего, идея выставки родилась из ностальгии по тем славным-ужасным временам, когда деление на официальную и неофициальную культуру определялось местоположением автора и его произведений. Если они в выставочном зале или музее, значит, художник официальный. Если в подвальной мастерской или квартире -- значит, чистой воды андерграунд.
Сегодня таким наивным способом невозможно определить статус искусства. Полсотни художников, чьи работы очутились на стенках студенческих комнатушек, с успехом выставляются в ведущих московских галереях -- тех самых, что отказались участвовать в "Неофициальной Москве", предпочтя альянсу с Сергеем Кириенко дружбу с Юрием Лужковым. Среди участников акции оказались ветераны художественного подполья, такие как Никита Алексеев, основатель "Аптарта" (первой в СССР частной галереи, располагавшейся в квартире). За прошлые заслуги его работу повесили на почетном месте -- в туалете интенданта общежития. Монументальный холст другого ветерана -- Константина Звездочетова -- украсил стену спортзала. Остальные довольствовались интерьерами, созданными безвестными обитателями общежития.
Выяснилось, что работы профессиональных художников почти невозможно отличить от стихийного творчества масс -- разница лишь в том, что хозяева комнат не называют свои произведения реди-мейдами и инсталляциями. И к творчеству их вынуждает не столько жажда самовыражения (хотя это тоже есть), сколько суровая действительность (надо чем-то прикрыть дырку в стене). Девушки, чью комнату посетители прозвали анархистской, с гордостью сообщали, что все ее экспонаты -- от красного знамени до дорожного знака -- найдены ими на ближайшей помойке. При этом хозяйки слыхом не слыхивали о художнике Кабакове и о том, что значит мусор в идеологии современной художественной культуры. Что лишний раз доказывает, что хорошее искусство -- всегда реализм, даже если называется почему-то концептуализмом.
Неудивительно, что работы модных московских художников не вызвали у хозяев никакого энтузиазма -- в отличие от автографов Сергея Кириенко, торговля которыми началась сразу после окончания его визита. Удивительно, что со времен Кабакова коммунальная жизнь практически не изменилась. Учащийся на поэта молодой человек, который разводит скорпионов на своем письменном столе, мог бы запросто оказаться персонажем одного из кабаковских альбомов. Как и другие обитатели общаги, с большим удовольствием демонстрировавшие гостям свои странные хобби. Но возможно, немолодой девушке из Оренбурга, занимающейся на досуге плетением украшений из бисера, работы художницы Нины Котел, повешенные в ее комнате, тоже показались странноватыми: чем рисование перепелиных яиц лучше бисерных фенечек? Одним словом, художникам предоставилась редкая возможность проверить свое искусство не на профессиональной тусовке, а на совершенно неангажированных зрителях. И такое испытание чрезвычайно полезно: может быть, хоть таким способом современное искусство сможет найти свое место в обществе.




© 1998,1999 Guelman.RU. © 1999 Московская Альтернатива. | Создание и поддержка - GIF пишите нам
www.reklama.ru. The Banner Network.