"Биржа плюс карьера" (Н.Новгород) 04.08.1999
Искусство УПРАВЛЯТЬ... ИСКУССТВОМ
ИГНАТУШКО Марина


"Искусство управления" - это сочетание вряд ли вызовет недоумение, скорее, захочется понимающе похлопать какого-нибудь менеджера (не выше среднего звена, конечно) по плечу. "Управление искусством" -штучка позаковыристей: сразу ассоциативная цепочка вдруг выстраивается от массовика-затейника до сурового чиновника, выписывающего театру деньги на гастроли... С театром, клубом, филармонией, киноконцертным залом, кажется, понятно: где есть коллектив, там есть, чем управлять. А как управлять художниками? И существует ли что-то, помимо понятной схемы: сотворил-выставил-купили (приобрели для музейной коллекции)?

Менеджмент в торговле живописью.

Первые галереи появились в стране в 1990 году. Большинство из них пришло на смену Художественным салонам - торговым лавкам Союза художников и "призаборным" выставкам самодеятельных мастеров резца и кисти. В Москве, например, за три года (1990-1993 гг.) число галерей увеличилось с двух до трехсот! И "туча" народу, еще не успевшая, но давно хотевшая, ломанулась в художники. "Сувениры из России" шли на Западе "на ура", и многим казалось, что на этой волне можно будет безбедно просуществовать всю жизнь. Но закономерно начался отлив. И тогда проявилось основное русло. Жесткие пороги. Кто не заметил или не сумел оценить происходящее, по-прежнему содержит свою "сувенирную лавку", которая может быть размером с комнату или - всероссийскую выставку. Рядовой галерист работает с определенным кругом художников, на произведения которых есть устойчивый спрос. Картины продаются, а на вырученные деньги устраиваются новые выставки... Это - замкнутый круг, хотя и с переменным радиусом. Например, недавно Нижний посетила наша землячка, выстроившая свою карьеру от Москвы до самых до окраин... Праги. Несколько лет назад она брала картины нижегородцев "на реализацию" в своей столичной галерее. Деньги и непроданные работы возвращала с переменным успехом, но художники вежливо терпели: казалось, что это единственный шанс "засветиться" в столице. Теперь она набрала с собой десятки полотен, пообещав нечто вроде экспозиции "Волжане на берегах Влтавы". "Разведка" доложила: дамочка имеет свой угол то ли в гостинице, то ли в кафе в пригороде братской столицы... Ничего в этом предосудительного нет - у каждого свой бизнес, свои возможности. Кто успел спрыгнуть с этого круга, организовал свой собственный, и выставляется где-нибудь в посольствах зарубежных стран. Но, как ни странно, к искусству эта деятельность отношения не имеет. А потому, доверчивый зритель, когда вы читаете в аннотации к выставке: "картины находятся в частных собраниях в таких-то странах", не думайте, что эта строчка имеет серьезный вес. Я знаю одного художника, который на сто лет вперед отоварил жителей провинциальных городков Германии своими произведениями. Он заручился поддержкой целительницы, разглядевшей в его живописи мощную добрую энергетику. Люди довольны - и хорошо... Но все эти истории - про менеджмент в торговле.

Анна и Любовь. Нижегородские "Кариатиды".

Галерея галерее рознь. Это нетрудно заметить и в Нижнем, и тем более, - в Москве. Из столичных трехсот, стартовавших десять лет назад, лидирующее положение занимали пять галерей. Сейчас еще меньше, причем на поверхность всплывают поочередно все из прежних передовиков, кроме постоянно наверху пребывающей, непотопляемой "Галереи Гельмана". Сотрудничество с признанными галереями - залог того, что художник получил вид на жительство в художественной среде, а со временем, быть может, поимеет и прописку в современном искусстве.
Вспомните, в Нижнем в 1993 году появилась галерея "Кариатида". Искусствовед Анна Гор ушла из музея, искусствовед Любовь Сапрыкина - с преподавательской работы в художественном училище, увлекая за собой завуча Нину Горюнову. Предшествовавшие образованию галереи события очень напоминали бегство под предводительством Мальвины... Продажа картин была для "Кариатиды" деятельностью побочной, главным стала организация "судьбоносных" выставок. А потом - и создание концептуальных выставочных проектов. Вот мы и посмотрели "Новое поколение" поволжских живописцев, московского Зарипова, нью-йоркского Шемякина, нижегородских Каковкину и Зубкова, немецкого Бойса и глянцевожурнального Уорхолла... Галерея стала называться Центром современной культуры. Ее создатели искали партнеров: сначала их прибило к Александру Глезеру, потом они быстренько отгребли по направлению к мейнстриму (главному течению).
Стажировка в Германии по приглашению Гете-института помогла понять, чего они делать уже не хотят. И главное - почему. Организация двух выставок "Новое поколение", когда дамы на поездах, теплоходах перевозили огромные полотна, надеясь действительно открыть, поддержать провинциальные дарования, вспоминалась как сизифов труд. Да, Москва заметила итоговую экспозицию в Центральном Доме художника. Кто-то что-то, кажется, купил... Но результаты оказались несоразмерны усилиям... "Кариатиды" ездили на вернисажи в столицу. Участвовали в соросовских семинарах и программах. Провели в Нижнем несколько международных встреч искусствоведов, музейщиков, культурологов. Найдя алгоритм действительности, получили несколько грантов Института "Открытое Общество". Потому, например, для "Архотеки" (собрание современной нижегородской архитектуры) находились спонсоры, открывались залы, писались многочисленные отзывы, а речи на вернисажах произносили вице-премьеры... Теперь под одной крышей существуют две структуры: центр "Кариатида" и нижегородский филиал Государственного центра современного искусства. Расширился круг интересов, и появились большие возможности для маневрирования. Финансируется центр Министерством культуры, но его политика выстраивается по собственной стратегии... По всему миру раскинута сеть центров современного искусства, вылавливающая в повседневности пригодное для вечности. В центрах выставки устраивают не "по дружбе", а в соответствии с жесткими критериями профессионального отбора. Большинству зрителей, надо признать, непонятного. Сначала художник выставляется в одном центре, потом - в другом, в солидных музеях и структурах, сотрудничающих с Центрами современного искусства. Так он получает весомый послужной список и зарабатывает имя. Потом куратор международной биеннале искусств приглашает его участвовать в супер-проекте... Деньги. Слава. Упоминание в справочнике по истории искусств...

Первый и единственный.

Первый российский галерист Марат Гельман - единственный человек, не оставивший попыток создать четкую систему управления искусством. "В России современное искусство никогда не было отстроено как сектор экономики, хотя и было ориентировано на западный рынок... Произведения искусства - товар особый, маркетинг и реклама которого невозможны без существования художественной среды - она способствует продвижению не столько произведения, сколько автора...".
Понятно, что ни один учебник или энциклопедия не вместят всех имен. Да это и ни к чему. Марат предлагает начать "перевозку" в историю с пятидесяти имен - творчество такого количества современных художников он признает актуальным. Правда, с гуманной оговоркой: когда его система управления заработает в полную силу, список может быть дополнен и расширен. В него включат три раздела: известные, актуальные, перспективные художники...
Но, чтобы добраться до этого порога, надо пройти еще два. Как раз такие, как Государственный центр современного искусства и частные галереи. Центры не связывают себя с отдельными художниками надолго, а потому не попавшие в число пятидесяти все-таки могут рассчитывать на некоторую благосклонность к своему творчеству. А роль частных галерей, поддерживающих "план Гельмана", - знакомить потребителя с именами...
Да, жизнь - суровая штука. Но заработает ли "план Гельмана" за пределами Садового кольца?
Сказать, что обыватель косо смотрит на Марата - неправильно. У Гельмана - масса социально острых проектов, которые вряд ли кого-то оставят равнодушными. Помните: "Новые деньги", "Водка", "Выбор народа"? На подобные серьезные проекты всегда нужны средства. Потому, похоже, Гельману жалко сил и времени на бирюльки с многотысячной армией отечественных живописцев. "Галерея успешно продолжает взятый несколько лет назад курс на перемещение в социальное пространство", - говорит Марат.
Его называют Растиньяком, Гаргантюэльманом. В Москве Марат начинал с представления молдавских авангардистов из родного Кишинева... Он хочет, чтобы искусство стало к нам ближе. Настолько, что в День города готовит в столице грандиозную акцию "Неофициальная Москва". С Сергеем Кириенко, между прочим. ...Соседка вернула меня к жизни: "Пошли на Покровку. Тетка просила картину: хочет большую, с розовым закатом".
Подробности о Гельмане и его галерее можно узнать по адресу в Internet: http://www.guelman.ru





© 1998,1999 Guelman.RU. © 1999 Московская Альтернатива. | Создание и поддержка - GIF пишите нам
www.reklama.ru. The Banner Network.