
Нижегородские новости, 11.09.1999
"НЕОФИЦИАЛЬНАЯ МОСКВА" КАК ЗЕРКАЛО РОССИЙСКОЙ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ
Сергей Волохов
В Москве произошло событие в высшей степени незаурядное. Впервые за последние
13 лет День города проводился не только властями, но и самими москвичами. В
устоявшийся сценарий праздника с его лубочно-матрешечной и -
казенно-патриотической в одно и то же время символикой неожиданно для всех и
прежде всего для самих москвичей внесено творческое разнообразие.
Задействован долгое время находившийся под спудом огромный культурный пласт,
который власти упорно не замечали, - неформальные объединения художников,
галереи современного искусства, самодеятельные театральные коллективы,
различные клубы. По сути дела, впервые получили возможность публично заявить о
себе целые новые направления искусства.
Значимость происходящего станет ясна, если вспомнить, что общественная жизнь
столицы более, чем где-либо в России, находится под гнетом административной
системы неосоветского образца. В городе августовской революции 1991 г. почти из
трехсот действовавших некогда комитетов общественного самоуправления осталось
только два. Созданная после разгона Моссовета в 1993 г. карикатурная Московская
городская Дума по праву заслужила прозвище "карманной", а взращенная на основе
омоновского беспредела октября 1993 г. "демократия" лужковского разлива
означала полное всевластие градоначальника во всех вопросах, касающихся жизни
Москвы и москвичей, включая вопросы культурные.
И вот теперь в фасаде показушного официозного единодушия пробита брешь.
Произошло это не вдруг - Москва, как известно, не сразу строилась... Первым
ударом.по насаждаемому в общественном сознании мнению о "безальтернативности"
Юрия Лужкова как "отца" города и прямого кандидата в "отцы" всего-"Отечества"
стало заявление лидера "Новой силы" Сергея Кириенко о его готовности вступить в
борьбу за пост мэра на перенесенных по прихоти мэра выборах.
Следующим шагом стало создание общественной группы "Московская альтернатива".
Созданная ею "горячая телефонная линия" стала реальным прообразом системы
народного опроса и голосования. Она прорвала информационную блокаду,
установленную московскими властями в столице, сломала запрет на критику
москвичами Юрия Лужкова и его действий. Осознав это, руководители департаментов
и префектур бросились публиковать "горячие телефоны" своих собственных прямых
линий.
Эксперты "Московской альтернативы" получили множество предложений о поддержке
и сотрудничестве. Именно тогда родилась идея впервые в истории современной
Москвы отдать сценические площадки столицы не платным псевдофольклорным
ансамблям, работающим на конвейер, не штатным поп-соловьям, подкармливаемым из
закромов "Отечества", а настоящему современному народному искусству - тем его
деятелям и творцам, кто создает новое по форме и содержанию искусство из любви
к прекрасному, из естественной для свободного человека тяги к свободному
самовыражению.
От заявки на проведение фестиваля "Неофициальная Москва" до его проведения
"Московская альтернатива" прошла через все традиционные для новых начинаний
испытания. Сперва пресса пыталась углядеть якобы политическую подоплеку
праздника, а когда это не получилось, попыталась очернить организаторов и
участников фестиваля. Попутно закрывались для массовых мероприятий уже
заявленные альтернативщиками площадки, оказывалось давление на возможных
участников альтернативного праздника.
В конечном счете организаторы "неофициального" фестиваля вынудили считаться
городские власти с собой и с людьми, которых они представляют. Если
первоначально отрицалась сама идея неофициального праздника, то в итоге
вице-мэр В.Шанцев официально одобрил его программу и выделил запрошенные
площадки.
Немаловажно, что успех альтернативного празднества прямо или косвенно поставил
под вопрос хваленую эффективность лужковской системы администрирования. С
учетом того, что сами жители столицы без опоры на гигантские административные и
материальные ресурсы, которыми располагает мэрия (по сообщениям СМИ, на
празднование Дня города потрачено 50 миллионов рублей, из них только 10 -
спонсорские), сумели провести такой праздник, напрашивается вывод: в столице
возможны куда менее затратная экономика и куда менее многочисленный чиновничий
аппарат.
Принимавшие участие в организации фестиваля Сергей Кириенко и его движение
"Новая сила" рассматривают успех "Неофициальной Москвы" как еще один шаг на
"пути создании в России гражданского общества, в котором власть представляет
интересы избирателя, а не помыкает им, прикрываясь лозунгами об интересах
народа. То, что шаг этот сделан именно в Москве, в этом бастионе новорусского
номенклатурного капитализма, где сосредоточены основные силы чиновничьего
реванша, особенно важно.
Россия должна видеть, что ей предлагается в качестве модели будущего, и
осознанно решать, что она выбирает. Вариант первый, лужковский, - всевластие
бюрократии, ведущее страну в экономический, политический и культурный тупик.
Вариант второй, за который выступают Сергей Кириенко и его сторонники, -
гражданское общество.
|

|

|
|
|