
Московские новости, 14.09.1999
СНЕГУРОЧКА РАСТАЯЛА
НИНА АГИШЕВА
Новый спектакль в Российском молодежном театре.
Новый сезон театр начал участием своего премьерного спектакля
"Шаман и Снегурочка" в фестивале искусств "Неофициальная Москва".
В афишу фестиваля из режиссеров с именем попали только Александр
Пономарев со "Снегурочкой" да еще почему-то Юрий Погребничко со
старым спектаклем "Три сестры", авторы же остальных вылезших из
подвалов и спустившихся с крыш постановок были принципиально
неизвестны.
Хотя спектакль РАМТа - это синтез "Снегурочки" Александра
Островского, "Снежимочки" Велимира Хлебникова и русских обрядовых
песен, в первые минуты представления думаешь: как были бы
счастливы на нем те, кто в незапамятные времена призван был
охранять тюзовскую сцену от всякой ереси! Все идет по сюжету
классика, Снегурочка чиста и прекрасна, массовка долго и
старательно исполняет русское народное а-ля ансамбль Дмитрия
Покровского. Словом, дети скучают, начальство довольно. Зал
оживляется, когда появляется Мороз - его играет сам Пономарев -
при галстуке и с заграничным чемоданом. Режиссер заявляет фарс и
начинает, конечно же, сокращая текст, весело мешать лирику,
пародию и фольклор. Одно время эта эклектика, гордо названная
постмодернизмом, была объявлена новой художественной реальностью -
сейчас это уже пройденный для модернистов этап. Все правильно:
Пономарев, в свое время выпускавший необычные музыкальные
спектакли по творчеству малоизвестных тогда поэтов, и по своим
пристрастиям, и по мироощущению уже давно
не авангардист. Таковым он остается разве что для РАМТа,
молодежь которого буквально влюбилась в него во время работы над
спектаклем "Победа над солнцем" по Крученых.
Тонкая, акварельная музыкальная партитура (в программке
сказано - музыкальная канва) соседствует в новой постановке с
откровенным шаржем, когда царь (его опять играет сам режиссер)
возлежит на подушках "от Версаче" и являет миру всю глупость и
лживость, положенные царям, или когда Елена будет соблазнять Леля,
бегущего от нее, словно черт от ладана. Ядреная и хваткая, в стиле
девочек из ближнего Подмосковья, Купава и циничный ленивый Лель
уже мало напоминают персонажей сказки Островского, но понятны и
близки залу. По начальному замыслу Снегурочка должна была
научиться среди людей любви - рядом с Шаманом она научилась не
говорить "нет", а также петь и танцевать. В музыкальной части
спектакля, традиционно для него дорогой, режиссер не позволяет
себе вольностей: языческие обрядовые песни исполняются со страстью
и всерьез, без тени иронии. Молодые актеры стараются вовсю, не без
труда возвращаясь к капустнику. А зрителям капустник нравится - не
на фольклорный же концерт они пришли, в самом деле.
Для по-прежнему интеллигентной, но ищущей каких-то перемен
(что видно было и по спектаклю Алексея Бородина "Марсианские
хроники") сцены Молодежного театра работа с Пономаревым безусловно
полезна. Как и сами создатели студий, которых уже никак не
назовешь сегодня "неофициальными" или непризнанными, вполне
созрели для работы на большой сцене (хотя их там и не всегда
ждут). Не случайно Михаил Мокеев, например, собирается выпустить в
этом сезоне сразу две пьесы в "ортодоксальных" театрах. Другой
вопрос, что рассчитывать в этом случае скорее приходится на живые,
занятные, а не на цельные и гармоничные спектакли.
|

|