"IНОСТРАНЕЦ", 09.15.1999
Может, прочистим краны?
НИКИТА АЛЕКСЕЕВ


3, 4 и 5 сентября состоялся фестиваль искусств "Неофициальная Москва". Многие расценили его как политическую акцию, как противовес проведенному московскими властями Дню города. На самом же деле "Неофициальная Москва" оказалась на редкость удачным дополнением к "официальной" с ее поп- концертами, "русскими народными" плясками и воздушными шариками.
КАК БЫТЬ НЕОФИЦИАЛЬНЫМ?
Сейчас трудно провести границу между "официальным" и "неофициальным". Мы живем не в брежневские времена. Хотя кто-то иногда склонен навязывать свои решения, мы - как бы то ни было - живем в условиях непривычного плюрализма. Пока, в общем-то, жаловаться не след. Некоторое давление на потенциальных участников было. Несколько лучших галерей современного искусства отказались. Одни это объясняли идеологическими причинами, другие не скрывали, что не хотят ссориться с мэрией. Зная нравы наших чиновников, занимающихся арендой недвижимости, винить галеристов никак нельзя. Но в списке участников все же были два десятка галерей и выставочных залов (причем многие из них - муниципальные), показавших искусство на любой вкус. Даже арбатский скульптор Игорь Бурганов, один из фаворитов столичной мэрии, не побоялся стать "неофициальным". НО вообще-то. ..
В ЦДХ должна была состояться выставка работ 70-90-х годов из Государственной коллекции современного искусства (Музей Царицыно), а начальство Дома художника вдруг вспомнило, что надо ремонтировать полы. В Манеже тоже собрались наводить порядок. Нет худа без добра: коллекцию перевели в Интернет (адрес -www.guelman.ru). Впрочем, никакие "новые технологии" не заменят материальность искусства.
Музыкальная программа "Н. М." оказалась на редкость удачной. Был великолепный фестиваль "Джаз Off", в нем участвовали "Академия старинной музыки" Татьяны Гринденко, Владимир Тарасов, "Хуун-хуур-ту", Пятрас Вишняускас, Клаус Кугель, Владимир Волков. На Пречистенке в "Красных палатах" и в Кускове играли на старинных инструментах старинную музыку XV-XVIII веков.
В Московском дворце молодежи гремела "Рок-Альтернатива" с Tequilla jazz, "Умкой и Броневичком", "Ночными снайперами" и "Трите души". В Нескучном саду на "Фестивале позитивных вибраций Push-Push-King" вибрировали "2 Самолета", Markscheider Kunst, "Подвиг Гастелло", "Карибасы" и другие специалисты в области "корневой музыки" и прочего реггей и даба. Герцен с Огаревым - приплясывали.
Театральная программа была не менее внушительной. Свои постановки театроманам показывали продвинутые театры "Класс экспрессивной пластики" и "П.О.В.С.танцы", "Дебют-Центр" и "Черный театр", "Поиск предмета", "Д.Ц.Т.Д." и еще много других....
Киноманы могли увидеть замечательные программы - "Неизвестная Москва" (неизвестные или забытые фильмы 30-90-х годов о столице России) и "Короткий метр" (недлинные фильмы последних трех лет).
Писатели и поэты общались, ссорились, дружили и читали свои сочинения во всевозможных литературных салонах. Поэтические юноши и юницы спорили о "сетевом метафоризме", а Юз Алешковский рассказывал всю правду Владимиру Шендеровичу. И было еще много всего.
КАК ВЫБРАТЬ КУЛЬТУРУ?
На пресс-конференции, посвященной открытию "Неофициальной Москвы", Сергей Кириенко, один из ее организаторов, сказал: "Власть не должна заниматься выбором". В разговоре с корреспондентом "i" на вопрос "Значит ли это, что власть вообще не должна выбирать, или это касается только вопросов культуры?" , лидер "Новой силы" ответил: - Она не должна заменять своим выбором выбор людей. А в культуре она совершенно не имеет права и не должна что-либо выбирать.
- Где же область выбора для власти?
- Это очень важный вопрос. Власть должна выбирать в пределах своей ответственности. Наша страшная проблема заключается в ее неопределенности. Должна быть предельно точная граница ответственности каждого должностного лица как чиновника - и как человека. То есть он должен быть ответственным человеком, а границы у него должны быть как у должностного лица. Ужасно, когда чиновник безответствен, что мы часто видим, и не менее ужасно, когда чиновник преступает границы. Когда он принимает какие-то "ответственные" решения там, где это совершенно не нужно. Например, в культуре.
- Как насчет vox populi - vox Dei? Мы ведь сами выбрали тех, кто теперь нередко навязывает нам свой выбор именно в области культуры.
- Да, выбрали. Выбранные хотят быть. выбранными снова. И все будет определяться тем, будут ли они навязывать своих любимчиков, и тем, как мы к этому будем относиться. Любимчики, в конце концов, есть у всех. Все будет нормально, пока у нас есть возможность демократического выбора своих начальников. Вот, собственно, и все - надо менять самих себя в лучшую сторону и ни в коем случае не допустить, чтобы у нас отобрали право выбора. Если эти два условия соблюдем - все будет нормально.
С Кириенко невозможно не согласиться. Кто любит устриц, а кто - студень. Кто акварелиста Андрияку, а кто - концептуальное искусство. "Неофициальная Москва" и ситуация вокруг нее подтвердили эту простую истину, а также то, что наше начальство пока не собирается нас насильно кормить не то студнем, не то устрицами.
КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ИСКУССТВО?
Самым важным событием "Неофициальной Москвы", во всяком случае, с точки зрения содержания (помните про Чернышевского?) была выставка "В доме".
Иногородние студенты Литературного института им. Горького разрешили внедриться на несколько часов в их комнатки в общежитии на улице Добролюбова тридцати четырем художникам. Художники были разные - по направлению, по возрасту, по степени известности, по таланту.
Обшарпанное здание, турникет и будка "тети Мани" за входом, раздолбанный лифт. Страшноватые темные коридоры и вонь из давно не ремонтированных туалетов. Аромат подогреваемых на подсолнечном масле макарон. Одинаковые двери, выкрашенные в грязно-рыжий цвет, и одинаковые комнатки, оклеенные дешевыми рябенькими обоями. Одинаковые? Нет. В каждой комнатке - судьба, прошлое, настоящее и будущее. Аккуратные девичьи кроватки, плюшевые мишки, цветочки в пивной банке, фотографии родных и образки великих писателей. Картонные иконки и портреты див шоу-бизнеса. Пролежанные матрасы и вышитые бисером салфеточки. Комнаты для мечты, для тяжелого сна, для секса, для любви. Комнаты с бытом, без быта, с жизнью и со смертью. Искусство? Разное, как комнаты и их жители. Как музыка; звучащая на магнитофоне, и как выражение лица обитателя, его понимание или непонимание, зачем к нему в общажное жилище заходят случайные люди. Получилась забавная штука: идиотская идея про "форму и содержание" засияла жизненным смыслом. Неважно, какая комната. Неважно, какое искусство. Важна судьба, ответственность и границы допустимого.
И важно, что жители этих комнаток - наша литературная "лимита". Те, кто съехались в Москву, мечтая стать писателями и поэтами. Повзрослеет ли на улице Добролюбова новый Пушкин, да еще и не в столице рожденный и выросший? По закону подлости - вряд ли. А вдруг? А не все ли мы лимитчики российской культуры?
Сперва было странно видеть, что литературные студенты наперебой брали автографы у Сергея Кириенко. Нешто они его так любят или считают Филиппом Киркоровым? Все стало понятно, когда они тут же начали продавать их по пятьдесят рублей более обеспеченной публике. Искренне спасибо Кириенко - он косвенным образом помог бедным студиозусам.
А ну как мэрия в ответ починит краны в "общаге"? Про стихи, музыку и картинки можно не беспокоиться.




© 1998,1999 Guelman.RU. © 1999 Московская Альтернатива. | Создание и поддержка - GIF пишите нам
www.reklama.ru. The Banner Network.