
"IНОСТРАНЕЦ", 09.15.1999
Может, прочистим краны?
НИКИТА АЛЕКСЕЕВ
3, 4 и 5 сентября состоялся фестиваль искусств "Неофициальная Москва".
Многие расценили его как политическую акцию, как противовес проведенному
московскими властями Дню города. На самом же деле "Неофициальная Москва"
оказалась на редкость удачным дополнением к "официальной" с ее поп-
концертами, "русскими народными" плясками и воздушными шариками.
КАК БЫТЬ НЕОФИЦИАЛЬНЫМ?
Сейчас трудно провести границу между "официальным" и "неофициальным". Мы
живем не в брежневские времена. Хотя кто-то иногда склонен навязывать свои
решения, мы - как бы то ни было - живем в условиях непривычного плюрализма.
Пока, в общем-то, жаловаться не след. Некоторое давление на потенциальных
участников было. Несколько лучших галерей современного искусства отказались.
Одни это объясняли идеологическими причинами, другие не скрывали, что не
хотят ссориться с мэрией. Зная нравы наших чиновников, занимающихся арендой
недвижимости, винить галеристов никак нельзя. Но в списке участников все же
были два десятка галерей и выставочных залов (причем многие из них -
муниципальные), показавших искусство на любой вкус. Даже арбатский скульптор
Игорь Бурганов, один из фаворитов столичной мэрии, не побоялся стать
"неофициальным". НО вообще-то. ..
В ЦДХ должна была состояться выставка работ 70-90-х годов из
Государственной коллекции современного искусства (Музей Царицыно), а
начальство Дома художника вдруг вспомнило, что надо ремонтировать полы. В
Манеже тоже собрались наводить порядок. Нет худа без добра: коллекцию
перевели в Интернет (адрес -www.guelman.ru). Впрочем, никакие "новые
технологии" не заменят материальность искусства.
Музыкальная программа "Н. М." оказалась на редкость удачной. Был
великолепный фестиваль "Джаз Off", в нем участвовали "Академия старинной
музыки" Татьяны Гринденко, Владимир Тарасов, "Хуун-хуур-ту", Пятрас
Вишняускас, Клаус Кугель, Владимир Волков. На Пречистенке в "Красных палатах"
и в Кускове играли на старинных инструментах старинную музыку XV-XVIII
веков.
В Московском дворце молодежи гремела "Рок-Альтернатива" с Tequilla jazz,
"Умкой и Броневичком", "Ночными снайперами" и "Трите души". В Нескучном саду
на "Фестивале позитивных вибраций Push-Push-King" вибрировали "2 Самолета",
Markscheider Kunst, "Подвиг Гастелло", "Карибасы" и другие специалисты в
области "корневой музыки" и прочего реггей и даба. Герцен с Огаревым -
приплясывали.
Театральная программа была не менее внушительной. Свои постановки
театроманам показывали продвинутые театры "Класс экспрессивной пластики" и
"П.О.В.С.танцы", "Дебют-Центр" и "Черный театр", "Поиск предмета", "Д.Ц.Т.Д."
и еще много других....
Киноманы могли увидеть замечательные программы - "Неизвестная Москва"
(неизвестные или забытые фильмы 30-90-х годов о столице России) и "Короткий
метр" (недлинные фильмы последних трех лет).
Писатели и поэты общались, ссорились, дружили и читали свои сочинения во
всевозможных литературных салонах. Поэтические юноши и юницы спорили о
"сетевом метафоризме", а Юз Алешковский рассказывал всю правду Владимиру
Шендеровичу. И было еще много всего.
КАК ВЫБРАТЬ КУЛЬТУРУ?
На пресс-конференции, посвященной открытию "Неофициальной Москвы", Сергей
Кириенко, один из ее организаторов, сказал: "Власть не должна заниматься
выбором". В разговоре с корреспондентом "i" на вопрос "Значит ли это, что
власть вообще не должна выбирать, или это касается только вопросов культуры?"
, лидер "Новой силы" ответил: - Она не должна заменять своим выбором выбор
людей. А в культуре она совершенно не имеет права и не должна что-либо
выбирать.
- Где же область выбора для власти?
- Это очень важный вопрос. Власть должна выбирать в пределах своей
ответственности. Наша страшная проблема заключается в ее неопределенности.
Должна быть предельно точная граница ответственности каждого должностного
лица как чиновника - и как человека. То есть он должен быть ответственным
человеком, а границы у него должны быть как у должностного лица. Ужасно,
когда чиновник безответствен, что мы часто видим, и не менее ужасно, когда
чиновник преступает границы. Когда он принимает какие-то "ответственные"
решения там, где это совершенно не нужно. Например, в культуре.
- Как насчет vox populi - vox Dei? Мы ведь сами выбрали тех, кто теперь
нередко навязывает нам свой выбор именно в области культуры.
- Да, выбрали. Выбранные хотят быть. выбранными снова. И все будет
определяться тем, будут ли они навязывать своих любимчиков, и тем, как мы к
этому будем относиться. Любимчики, в конце концов, есть у всех. Все будет
нормально, пока у нас есть возможность демократического выбора своих
начальников. Вот, собственно, и все - надо менять самих себя в лучшую
сторону и ни в коем случае не допустить, чтобы у нас отобрали право выбора.
Если эти два условия соблюдем - все будет нормально.
С Кириенко невозможно не согласиться. Кто любит устриц, а кто - студень.
Кто акварелиста Андрияку, а кто - концептуальное искусство. "Неофициальная
Москва" и ситуация вокруг нее подтвердили эту простую истину, а также то,
что наше начальство пока не собирается нас насильно кормить не то студнем,
не то устрицами.
КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ИСКУССТВО?
Самым важным событием "Неофициальной Москвы", во всяком случае, с точки
зрения содержания (помните про Чернышевского?) была выставка "В доме".
Иногородние студенты Литературного института им. Горького разрешили
внедриться на несколько часов в их комнатки в общежитии на улице Добролюбова
тридцати четырем художникам. Художники были разные - по направлению, по
возрасту, по степени известности, по таланту.
Обшарпанное здание, турникет и будка "тети Мани" за входом, раздолбанный
лифт. Страшноватые темные коридоры и вонь из давно не ремонтированных
туалетов. Аромат подогреваемых на подсолнечном масле макарон. Одинаковые
двери, выкрашенные в грязно-рыжий цвет, и одинаковые комнатки, оклеенные
дешевыми рябенькими обоями. Одинаковые? Нет. В каждой комнатке - судьба,
прошлое, настоящее и будущее. Аккуратные девичьи кроватки, плюшевые мишки,
цветочки в пивной банке, фотографии родных и образки великих писателей.
Картонные иконки и портреты див шоу-бизнеса. Пролежанные матрасы и вышитые
бисером салфеточки. Комнаты для мечты, для тяжелого сна, для секса, для
любви. Комнаты с бытом, без быта, с жизнью и со смертью. Искусство? Разное,
как комнаты и их жители. Как музыка; звучащая на магнитофоне, и как
выражение лица обитателя, его понимание или непонимание, зачем к нему в
общажное жилище заходят случайные люди. Получилась забавная штука: идиотская
идея про "форму и содержание" засияла жизненным смыслом. Неважно, какая
комната. Неважно, какое искусство. Важна судьба, ответственность и границы
допустимого.
И важно, что жители этих комнаток - наша литературная "лимита". Те, кто
съехались в Москву, мечтая стать писателями и поэтами. Повзрослеет ли на
улице Добролюбова новый Пушкин, да еще и не в столице рожденный и выросший?
По закону подлости - вряд ли. А вдруг? А не все ли мы лимитчики российской
культуры?
Сперва было странно видеть, что литературные студенты наперебой брали
автографы у Сергея Кириенко. Нешто они его так любят или считают Филиппом
Киркоровым? Все стало понятно, когда они тут же начали продавать их по
пятьдесят рублей более обеспеченной публике. Искренне спасибо Кириенко - он
косвенным образом помог бедным студиозусам.
А ну как мэрия в ответ починит краны в "общаге"? Про стихи, музыку и
картинки можно не беспокоиться.
|

|