
"НЕДЕЛЯ", 09.16.1999
Драйв уехал в Петербург
АРСЕНИЙ СУХОВЕРХОВ
...Новости рок-музыки, проблемы московской альтернативной сцены...
- "Рок-альтернатива" должна была длиться дольше, но певец Кай Метов на
целый день арендовал МДМ под свою свадьбу. Ну, женился же теннисист
Кафельников на его бывшей подружке Маше.Теперь вот и Каю пора. Поэтому мы не
стали "рвать" программу, делать дырку в один день, и все ужали до одного
концерта. А Питера в программе по идее должно было значиться еще больше.
Очень хотелось вытащить новую, весьма впечатляющую команду "Дочь Монро и
Кеннеди". Но оказалось, что у них басист - очень религиозный парень. Он по
пятницам принципиально не играет. А концерт попал как раз на пятницу. - А из
московских артистов здешней "продвинутой" публике, получается, и показать-то
некого? Что ж так захирел столичный андеграунд?
- Московские музыканты жестко ориентированы на то, чтобы делать музыку
исключительно в FM-формате, чтобы попасть в радио и телеэфир. Потому что это
- лучшая раскрутка, а значит и деньги. А в Питере, напротив, музыканты
привыкли думать, что заработать какие-то деньги невозможно в принципе.
Результат же парадоксален: питерские артисты генерируют свежие идеи и, не
суетясь, потихонечку делают из них хороший продукт, который оказывается
востребован московскими рекорд-компаниями больше, чем выхолощенная и скучная
музыка москвичей. Хотя в 80-е, когда в Москве играли "Центр", "Звуки Му",
"Альянс", их музыка была на голову выше питерской по качеству звука и
заметно свежее в смысле идей. Москвичи были в этом смысле ближе к
европейской альтернативной сцене.
- Но ведь существует же в Москве какой-то рок-андеграунд?
- Именно андеграунд, в его классическом, маргинальном смысле. "Неформатные"
люди здесь не рассчитывают на более-менее массовую известность и реагируют
на общую ситуацию в музыкальном мире Москвы откровенным безумием и
совершенно экзотическим нонконформизмом. Вопроса о качестве записи для них
не существует в принципе. Есть только ничем не контролируемый яростный посыл.
Лучший пример в этом смысле - группа "Соломенные еноты". Лично я с
удовольствием включил бы их в "Неофициальную Москву", но когда выбирали
артистов, решили: здесь не должно быть людей, чье сценическое поведение
совершенно непредсказуемо. А эти ребята крайне агрессивно ведут себя на
сцене, разбивают комбики, могут блевать на глазах у публики.
- Получается, у московской альтернативной сцены - одна перспектива:
загибаться, уступая позиции Питеру? - Вопрос о том, что ждет московскую, да
и вообще российскую альтернативную сцену, на самом деле тесно связан с тем,
какой политический режим установится в стране в ближайшее время. В принципе
рок-н-ролльную Москву может разбудить либо режим, склонный к
административному подавлению, к тотальному контролю над музыкальным эфиром, -
режим, от которого музыканты опять сбегут в подполье, - либо какие-то
невероятно цивилизованные люди у власти, которые зачем-то станут
поддерживать цивилизованные же ростки в музыкальной культуре и индустрии. В
первое верить не хочется, во второе поверить трудно. Но кто его знает...
|

|