Программа фестиваля "Неофициальная Москва" по литературе

Клуб литературного перформанса
Основан Светой Литвак и Николаем Байтовым в ноябре 1996 года.
Телефоны: 365-61-66, 189-98-44. Света Литвак, Николай Байтов


Его цель - изучение художественных практик, выходящих за рамки традиционных представлений о литературном объекте.
Традиционно литературный объект существует в трёх видах: авторская рукопись, публичное исполнение, публикация. Однако уже эти действия сопровождаются жестами, которые могут быть художественно осмыслены и выполнять самостоятельную эстетическую задачу, -- например, исполнение может быть театрализованным, а издание иллюстрированным. В результате возникает новый художественный объект, внешний относительно текста, который мы и называем литературным перформансом. Положение самого текста в перформансе может быть непростым, напряжённым, даже конфликтным, но для нас важно, чтобы это положение было центральным.
Многообразие художественных действий с текстами огромно, но пока большинство этих действий очень мало изучены. Мы упомянули простейшие, но за ними следуют, например:
- сопоставление и соединение разнородных текстов (журнал, альманах, -- если он осмыслен как самостоятельный художественный объект);
- комментирование и толкование текстов;
- критика, оценивание текстов с разных точек зрения;
- цитирование;
- различные виды присвоения текстов (или литературные ready-mades), -- от центонов и коллажей до "чистых" присвоений.
Клуб литературного перформанса представляет собой некую программу встреч литераторов, заинтересованных изучением этих и других действий. Встречи проводятся эпизодически в разных литературных салонах Москвы, -- последний год чаще в салоне "Премьера" при "Зверевском центре современного искусства". Кроме встреч, посвящённых исполнению текстов (ежегодные "Праздники рифмы" в конце апреля и др.), были проведены рассмотрения таких действий, как критическая оценка текста (в частности, ругательная и уничижительная: "Литературный карнавал" в декабре 1996 г. и апреле 1999 г.), авторское издание текста, или book-art ("Живая книга", март 1997), комментирование текста (ноябрь-декабрь 1997 г.). В марте 1998 г. проведена акция Ready made = Second hand, направленная на деконструкцию понятия и ощущения авторства. Кроме того ежегодно проводится так называемый "академический" вечер литературного перформанса в Интернете (в клубе Screen, www.screen.ru/live)
Ныне все больше литераторов начинают прибегать к различным формам использования "чужих" текстов - от цитирования до объектов ready made. Для того, чтобы поддержать интересующую нас практику ready-made, мы открываем при "Зверевском центре современного искусства" постоянно действующий (по понедельника с 18 ч.) ларек литературных second hands, т.е. произведений, сданных нам авторами без сохранения авторства (по разным причинам), т. е. ничьих. Которые каждый заинтересованный литератор может за небольшую плату присвоить и использовать как ему угодно. Такой опыт уже был проделан нами в марте 1998 г. - и дал неплохие результаты: несколько присвоенных тогда текстов были опубликованы их новыми авторами (мы не даём библиографии, поскольку эта информация, по соглашению с авторами, конфиденциальна, мы собирали её для своих статистических нужд).
В рамках фестиваля "Неофициальная Москва" 3 и 4 сентября 1999 г. в "Зверевском центре" -- ярмарка литературных second hands, где каждый желающий может выбрать и присвоить один текст бесплатно.
Клуб Литературного перформанса также призывает всех авторов сдавать (бесплатно) всё ненужное им (забракованное, или по иным причинам) в описанный здесь ларёк. Когда угодно.

Света Литвак
Моя неофициальная Москва. Отбор Образов
Сделаем вид, что не знаем, что такое неофициальная Москва. Тогда мы оказываемся в окружении непосредственных образов. Для меня это: толпа, метро, универмаги, Литинститут, Вокзалы, ЦДХ, Лужков, Кремль, народное гулянье и моя собственная семья, проживающая в Теплом Стане. Все эти образы, включая и мой собственный, взаимопроникают и сообщаются всеми своими элементами. И это приятно. Все, что находится вне этого круга, -- неясный зловещий мир. Но именно здесь я остро ощущаю живую жизнь своего тела. А все вышеперечисленное - лишь хоровод образов, представлений, в том числе о самом себе. Такое отделенное нами от нас механическое движение, отдельное существование фантомов, "продуктов" создает условия, завихрения в нечеткой окружающей среде, способствующие ее конкретизации. И неясная дикая стихия почкуется определенностями, почти сразу отторгаемыми ею в область формального (официального). Таковы новообразующиеся клубы, салоны, редакции, течения и т.п., именующие себя маргинальной культурой. Таким образом, официоз побуждает к действию. Так что же делать, чтобы гордо считать себя непричастным этому процессу? Вообще ничего не делать, либо сделать вид, что не понимаешь, что это такое - официальная Москва.





© 1998,1999 Guelman.RU. © 1999 Московская Альтернатива. | Создание и поддержка - GIF пишите нам
www.reklama.ru. The Banner Network.