выпуск 35 | 27.09.99 |
Уловись, рыбка! На конкурс "Улов" наконец начали поступать стихи и проза. Конкурсных произведений теперь уже гораздо больше, чем ни одного, но все еще гораздо меньше, чем следовало бы быть. На мой взгляд, их пока слишком мало. Очевидно, номинаторы все еще пребывают в приятном состоянии пофигизма, характерном для периода летних отпусков, но в конце сентября совершенно неуместном. Маловато будет. Вообще-то, даже ленивому и занятому всякой ерундой обозревателю (мне, например) отлично известно, что на вышеупомянутых сайтах имеется гораздо больше доброкачественного материала, каковой может (и нужет) быть предложен вниманию жюри "Улова". Покончив с призывами к гражданской активности, перехожу к работам. О поэзии писать не буду: я уже не раз признавался, что слишком эмоционально реагирую на хорошую поэзию, чтобы говорить о ней что-то внятное. Да и интересы читателей в данном случае не страдают: поэзия - такой специальный полезный жанр, который не отнимает у читателя много времени, поэтому вы сами как-нибудь разберетесь в своих предпочтениях. Поэтому поглядим, как обстоят дела с "уловленной" прозой. Энн обнимает его сзади и шепчет нежно и страстно малоподходящие к интонации слова: Голос выжил, проведя жуткую ночь в лихорадке коротких гудков и отрывочных фраз, почти не чувствуя себя, но чувствуя, что еще жив. Так иногда чувствуют себя сильно заболевшие люди - ничего, кроме пульса, который накатывается и отступает, как большая груда красных камней, как громкие гудки в трубке не до конца сломанного телефона... Он взял трубку и сказал, что не смог прочитать мою работу до конца, то есть прочитал, но не понял, какая связь, в принципе, может быть между словами, которые я ставил рядом. Нельзя ведь совмещать любые два слова, или два предложения, или две мысли... По его мнению, в тексте желателен если не смысл, то хотя бы согласование времен и падежей, а также некоторое количество пунктуационных знаков, предохраняющих язык от излишнего насилия. Всего этого он у меня не нашел. Он даже решил, что я перепутал нумерацию страниц, и попробовал читать их в случайном порядке, но получилось еще хуже. Хорошо еще, что все утонуло в море ненужных деталей. Скоро стихотворение было готово. Со сдержанной, мягкой грустью в нем говорилось, что все проходит, вот и время стихов прошло, и это стихотворение самое последнее, и больше не будет, но огорчаться не надо, потому что технический прогресс остановить невозможно, и так же как на смену почтовым голубям пришел беспроволочный телеграф, так и стихи заменит более прогрессивный вид связи, способ общения или - тут Опушкин использовал игру слов - стихийное бедствие. Эллен стало совсем плохо всего год спустя. Доктор, энергический холостяк в женском платье, перешитом в кружевной медицинский халат, помог ослабевшей с дороги Эллен оголить руку, чтобы взять кровь на анализ. Таблетки вызвали головную боль. Эллен впала в забытье. Ее дыхание стало шумным, храпящим, шейные вены набухли, ее грудь напряженно вздымалась. В этом холодном спокойствии к нему неожиданно стало приходить прозрение, понимание всего сущего и всех вещей на свете. Бел не только ясно различал ненужность и мнимость всех существ и существований, но и много чего помимо этого. Пламенное отчаяние отпустило его, и Бел как будто откуда-то с высокого неба разглядывал все на земле, существа и людей, их жизни и смерти, понимая все их стремления и причины. Он с презрительным безразличием видел, что все эти глупости о пяти превосходствах ипифтов не просто совершенная ерунда, но выдуманы из-за такого же отчания, что он переживал здесь в Мертвой пещере - ложь, призванная заслонить эту вот всеобщую никчемность, и не более того. Впрочем, кое-кому она служила на пользу - тому же Гонту и старейшинам - удобный способ держать в узде племя, особенно таких молодых идиотов, как он сам. Но это не меняло дела - и Гонта, и старейшин ждало такое же Ничто, которое поглотило его, Бела, и лишнее мгновение отсрочки было опять же никчемным цеплянием за никчемную жизнь Кровать аккуратно заправлена. На клетчатом покрывале плюшевый кенгуру. Падает на кровать, обняв игрушку. Из кармана кенгуру сыплются презервативы. Уткнулась лицом в подушку. По голове материнская рука: "Его ведь уже не вернешь..." Она поднимает заплаканное лицо - клоун: "Я в гестапо, вернусь к утру..." Она вытирает слезы, заправляет волосы в два рыжих хвоста. Берет за лапу игрушку. Идет по коридору, по бокам двери. Двери на замках, двери с номерами, двери с табличками, двери с глазками, двери с окошками, двери с решетками... Наконец, через кухню она выходит на черную лестницу. Пробирается через груду хлама. Вместо лампочки на шнуре жужжащая от мух дохлая кошка. Поднимается на чердак, ей по-прежнему кажется, что она не одна. Твоя Безногая Бабушка никогда не спит. Она всегда рядом, всегда рядом и всегда что-то рассказывает. Я помню, в детстве - она сидела между моей постелью и окном с луной и рассказывала мне сказки. А ты не любила слушать ее сказки. Ты их сама знаешь и можешь рассказать кому угодно. А я пойду послушаю. Но сначала приберу в своей комнате. Подсолнухи со стен, лимоны с пола, желтую лампу - все в коробку от телевизора. А белую розу - за окно. Цветы не любят слушать Твою Безногую Бабушку. Им страшно слушать сказки, которые они сами прекрасно знают. Розу - за окно. Пусть Мой Одноглазый Дедушка защитит ее от страха. Он сразу подхватывает розу на порыве ветра и уносит. А я пойду в дальнюю комнату. Спрячусь там, где я сам не знаю, кто я. ______________________________________ Итого (резюмирую впечатления от прозаической части конкурса "Улов"): в целом пока все очень хорошо, но чертовски мало. P.S. Огорчает одно: число сайтов, ставших номинаторами конкурса "Улов", невелико; многие интересные, но малоизвестные литературные сайты остались за бортом. В частности, мне очень жаль, что у меня, например, нет возможности номинировать в "Улов" ряд роскошных текстов из Индоевропейского Диктанта, блестящие эссе моих коллег из покойной газеты.ру, новый рассказ Линор Горалик "Керуэйл" (если я не ошибаюсь, он до сих пор висит только на ее страничке) - ну и так далее. Впрочем, об этом, наверное, следовало думать раньше, когда еще не был утвержден окончательный вариант условий конкурса. |
[Тенета] [Арт-Лито] [Большая буква] [Зопеска-98] [Нетский мир] [Овес] [Золотой котец] [Золотой графоман] [Десять лягушат]
[Чаво? Куды? Туды!] [Свежий фрайбургер] [Чертова дюжина Макса Фрая] [Все рейтинги] [Всенародная сотня] [Черствые фрайбургеры] [Архив новостей] [Что почитать] [Гостиная] [Безумное чаепитие] [Чужие здесь не ходят] [Коллекция МАКСималиста] [Современное искусство в сети] [КурицынWeekly] [Яркевич по пятницам] [Mr.Lion] [Dr.SYM] [Голос Ехо]