выпуск 35 27.09.99

Уловись, рыбка!

На конкурс "Улов" наконец начали поступать стихи и проза. Конкурсных произведений теперь уже гораздо больше, чем ни одного, но все еще гораздо меньше, чем следовало бы быть. На мой взгляд, их пока слишком мало. Очевидно, номинаторы все еще пребывают в приятном состоянии пофигизма, характерном для периода летних отпусков, но в конце сентября совершенно неуместном.
Напоминаю: в конкурсе "Улов" помимо победителей "Золотого пера" могут участвовать работы, опубликованные в течение 1999 года на сайтах:
"Вавилон" (на сегодняшний день от Вавилона номинировано 2 работы)
"Vernitskii Literature: Молодая русская литература" (3 работы)
"Лавка языков" (4 работы)
ЛИТО имени Стерна (4 работы)
"Лягушатник" (1 работа)
"ОСТРАКОН" (ничего)
"Сетевая словесность" (4 работы)
"Современная русская литература с Вячеславом Курицыным" (1 работа)
Страница Александра Левина (ничего)

Маловато будет. Вообще-то, даже ленивому и занятому всякой ерундой обозревателю (мне, например) отлично известно, что на вышеупомянутых сайтах имеется гораздо больше доброкачественного материала, каковой может (и нужет) быть предложен вниманию жюри "Улова".

Покончив с призывами к гражданской активности, перехожу к работам. О поэзии писать не буду: я уже не раз признавался, что слишком эмоционально реагирую на хорошую поэзию, чтобы говорить о ней что-то внятное. Да и интересы читателей в данном случае не страдают: поэзия - такой специальный полезный жанр, который не отнимает у читателя много времени, поэтому вы сами как-нибудь разберетесь в своих предпочтениях. Поэтому поглядим, как обстоят дела с "уловленной" прозой.

Энн обнимает его сзади и шепчет нежно и страстно малоподходящие к интонации слова:
- За письменные рассказы на эту тему я готова платить.
Рич все еще в шоке. Секунду. Две. Три. Потом вдруг разражается диким хохотом и, оборачиваясь к Энн, сгребает в объятья и принимается целовать.
- Ненормальная реакция на вербовку, - бормочет та обиженно.
- Ну-с, и чьи же мы шпионы? - спрашивает потенциальный изменник с таким выражением лица, как будто беседует с трехлетним ребенком. Энн отстраняется - все-таки ей хотелось бы, чтобы он был посерьезнее, и дословно повторяет то, что говорил ей Боб:
- Какая разница? Я ведь солгу, а проверить ты не сможешь.
Виктор Шнейдер "Великий немой" (с подзаголовком: "голливудова мувь").
"Мувь" удалась на славу. Очень хочется делать автору обескураживающие меня самого комплименты. Назвать его, к примеру "печальным Тарантино русской литературы". Хочется цитировать Шнейдера целыми абзацами. Выбрав штук пятнадцать абзацев для цитирования, я понял, что еще немного - и скопирую текст полностью, что, вероятно, было бы разумнее всего: ни один абзац не дает представления о целом, поскольку композиция, простая и изысканная одновременно - одно из самых больших достоинств шнейдеровской "муви". Достоинств, впрочем, вообще много.
Диагноз: шедевр.
Рекомендация: читать.
Требование: читать медленно, смакуя каждую строчку.

Голос выжил, проведя жуткую ночь в лихорадке коротких гудков и отрывочных фраз, почти не чувствуя себя, но чувствуя, что еще жив. Так иногда чувствуют себя сильно заболевшие люди - ничего, кроме пульса, который накатывается и отступает, как большая груда красных камней, как громкие гудки в трубке не до конца сломанного телефона...
"Голос" - одна из глав "Паутины" Мэри Шелли и одновременно вполне самостоятельное произведение. О "Паутине" я в свое время уже писал немало. Что касается собственно "Голоса" - будучи вырванной из контекста, эта глава показалась мне немного беспомощной, но трогательной. Такую сказку наверное мог бы написать Андерсен, если бы он оказался нашим современником.

Он взял трубку и сказал, что не смог прочитать мою работу до конца, то есть прочитал, но не понял, какая связь, в принципе, может быть между словами, которые я ставил рядом. Нельзя ведь совмещать любые два слова, или два предложения, или две мысли... По его мнению, в тексте желателен если не смысл, то хотя бы согласование времен и падежей, а также некоторое количество пунктуационных знаков, предохраняющих язык от излишнего насилия. Всего этого он у меня не нашел. Он даже решил, что я перепутал нумерацию страниц, и попробовал читать их в случайном порядке, но получилось еще хуже. Хорошо еще, что все утонуло в море ненужных деталей.
Михаил Рабинович "Сказка об идеальном читателе"
Назвать "Сказку" шедевром я бы поостерегся. Впрочем, ругать ее тоже не хочется. Ироничная, лирическая, немного неровная, "Сказка об идеальном читателе" пару раз заставила меня понимающе улыбнуться, пару раз - устало зевнуть. Что ж, не самое худшее соотношение читательских эмоций. Тем более что я, все же, не идеальный читатель Михаила Рабиновича. "Опять, опять! - сокрушаюсь я, - опять мой читатель похож на меня!" Я, наверное, не очень похож :) Мне вообще кажется, что проблемы взаимоотношений автора и его читателя - тема, интересная только одной из сторон. Авторам, конечно. Читателю, в общем-то, до одного места...

Скоро стихотворение было готово. Со сдержанной, мягкой грустью в нем говорилось, что все проходит, вот и время стихов прошло, и это стихотворение самое последнее, и больше не будет, но огорчаться не надо, потому что технический прогресс остановить невозможно, и так же как на смену почтовым голубям пришел беспроволочный телеграф, так и стихи заменит более прогрессивный вид связи, способ общения или - тут Опушкин использовал игру слов - стихийное бедствие.
Бр. Михеев "Остров"
Еще одна попытка иронически осмыслить внутрицеховые проблемы господ литераторов. Поэт Опушкин, написавший якобы "последнее стихотворение в мире", каковое тут же почему-то оказалось отнюдь не последним. Остров - своего рода райское гетто для поэтов, куда можно поспать даже если вас нет в списке знаменитых поэтов, дав небольшую взятку дружиннику. Остров славен тем, что порой его посещают музы. Собственно, отрывок, посвященный этим странным существам - лучшее место в рассказе:
Пристыженный, бородач вышел, оставив Опушкина с музой наедине.Они трудились всю ночь. У музы многое не получалось, Опушкин ей помогал, успокаивал, исправлял грамматические ошибки.
Все остальное получилось гораздо хуже. Наверное Бр. Михеева посетила самая ледащая из всех муз, так что большую часть работы горемычному автору пришлось делать в одиночку...

Эллен стало совсем плохо всего год спустя. Доктор, энергический холостяк в женском платье, перешитом в кружевной медицинский халат, помог ослабевшей с дороги Эллен оголить руку, чтобы взять кровь на анализ. Таблетки вызвали головную боль. Эллен впала в забытье. Ее дыхание стало шумным, храпящим, шейные вены набухли, ее грудь напряженно вздымалась.
Маргарита Меклина "Доктор Морселли, медсестра Эллен Дэйтон". Великолепный образец экстремальной женской прозы: жесткая, циничная, лаконичная. Стилистически безупречная. Физиологически неприемлемая. Блестящая.
Резюме: еще одна настоящая жемчужина конкурса "Улов". Однако настойчиво рекомендовать для массового чтения, мягко говоря, поостерегусь...

В этом холодном спокойствии к нему неожиданно стало приходить прозрение, понимание всего сущего и всех вещей на свете. Бел не только ясно различал ненужность и мнимость всех существ и существований, но и много чего помимо этого. Пламенное отчаяние отпустило его, и Бел как будто откуда-то с высокого неба разглядывал все на земле, существа и людей, их жизни и смерти, понимая все их стремления и причины. Он с презрительным безразличием видел, что все эти глупости о пяти превосходствах ипифтов не просто совершенная ерунда, но выдуманы из-за такого же отчания, что он переживал здесь в Мертвой пещере - ложь, призванная заслонить эту вот всеобщую никчемность, и не более того. Впрочем, кое-кому она служила на пользу - тому же Гонту и старейшинам - удобный способ держать в узде племя, особенно таких молодых идиотов, как он сам. Но это не меняло дела - и Гонта, и старейшин ждало такое же Ничто, которое поглотило его, Бела, и лишнее мгновение отсрочки было опять же никчемным цеплянием за никчемную жизнь
Александр Гейман "Настоящий мужчина". Скорее притча, чем что-либо иное. Написано неровно, местами - почти беспомощно, местами - неплохо. Однако мне эта притча близка и понятна. Я бы сам мог написать нечто подобное - разве что, поостерегся бы столь вопиющей прямолинейности. Поэтому моя субъективная оценка "Настоящего мужчины" будет гораздо выше объективной. В качестве члена жюри конкурса "Улов" я, скорее всего, буду тошнотворно объективен. Но сегодня я выступаю в качестве безответственного обозревателя литературных конкурсов, а потому искренне рекомендую своим читателям потратить четверть часа на рассказ Александра Геймана. Он того, вне всякого сомнения, стоит.

Кровать аккуратно заправлена. На клетчатом покрывале плюшевый кенгуру. Падает на кровать, обняв игрушку. Из кармана кенгуру сыплются презервативы. Уткнулась лицом в подушку. По голове материнская рука: "Его ведь уже не вернешь..." Она поднимает заплаканное лицо - клоун: "Я в гестапо, вернусь к утру..." Она вытирает слезы, заправляет волосы в два рыжих хвоста. Берет за лапу игрушку. Идет по коридору, по бокам двери. Двери на замках, двери с номерами, двери с табличками, двери с глазками, двери с окошками, двери с решетками... Наконец, через кухню она выходит на черную лестницу. Пробирается через груду хлама. Вместо лампочки на шнуре жужжащая от мух дохлая кошка. Поднимается на чердак, ей по-прежнему кажется, что она не одна.
Константин Виноградский "99". Изысканно депрессивному тексту предпослан эпиграф: "За сегодняшний день только в Москве 99 человек инфицированы СПИДом", - сказал Серега, заправляя в контейнер новые пробирки. Чума двадцатого века на оба ваших дома! На мой взгляд, эпиграф все портит. Без него был бы просто обалденный беспричинный авторский бред. А сентенция насчет СПИДа привносит в содержание неуместный минздравовский пафос, каковой можно с легким сердцем оставить в песнях Земфиры (пока не повзрослеет) и заняться просто литературой. Мне. Так. Кажется.
Кстати, если автор в данном случае был ироничен - я этого не почувствовал.

Твоя Безногая Бабушка никогда не спит. Она всегда рядом, всегда рядом и всегда что-то рассказывает. Я помню, в детстве - она сидела между моей постелью и окном с луной и рассказывала мне сказки. А ты не любила слушать ее сказки. Ты их сама знаешь и можешь рассказать кому угодно. А я пойду послушаю. Но сначала приберу в своей комнате. Подсолнухи со стен, лимоны с пола, желтую лампу - все в коробку от телевизора. А белую розу - за окно. Цветы не любят слушать Твою Безногую Бабушку. Им страшно слушать сказки, которые они сами прекрасно знают. Розу - за окно. Пусть Мой Одноглазый Дедушка защитит ее от страха. Он сразу подхватывает розу на порыве ветра и уносит. А я пойду в дальнюю комнату. Спрячусь там, где я сам не знаю, кто я.
Сергей Буянов "Тибиби". Уникальный образец шизофренической прозы. Картинки наших пациентов. Кто-то выпал из кукушкиного гнезда. Галоперидоловый период творчества. Тяжелый случай, одним словом. Кажется, руководители ЛИТО, номинировавшие Тибиби на конкурс, твердо решили немедленно и любой ценой избавляться от репутации консервативного литературного клуба, полученной благодаря итогам минувшего конкурса Арт-Лито-98. Что само по себе замечательно, но в данном случае выглядит довольно забавно.

______________________________________

Итого (резюмирую впечатления от прозаической части конкурса "Улов"): в целом пока все очень хорошо, но чертовски мало.

P.S. Огорчает одно: число сайтов, ставших номинаторами конкурса "Улов", невелико; многие интересные, но малоизвестные литературные сайты остались за бортом. В частности, мне очень жаль, что у меня, например, нет возможности номинировать в "Улов" ряд роскошных текстов из Индоевропейского Диктанта, блестящие эссе моих коллег из покойной газеты.ру, новый рассказ Линор Горалик "Керуэйл" (если я не ошибаюсь, он до сих пор висит только на ее страничке) - ну и так далее. Впрочем, об этом, наверное, следовало думать раньше, когда еще не был утвержден окончательный вариант условий конкурса.

[Тенета] [Арт-Лито] [Большая буква] [Зопеска-98] [Нетский мир] [Овес] [Золотой котец] [Золотой графоман] [Десять лягушат]

[Чаво? Куды? Туды!] [Свежий фрайбургер] [Чертова дюжина Макса Фрая] [Все рейтинги] [Всенародная сотня] [Черствые фрайбургеры] [Архив новостей] [Что почитать] [Гостиная] [Безумное чаепитие] [Чужие здесь не ходят] [Коллекция МАКСималиста] [Современное искусство в сети] [КурицынWeekly] [Яркевич по пятницам] [Mr.Lion] [Dr.SYM] [Голос Ехо]

www.reklama.ru. The Banner Network.
Логотип и графические элементы: Светлана Мартынчик, Игорь Степин
Дизайн - Радошовецкая Юля
Редактор - Кириченко Наташа