Заповедник трикстеров

"...если говорится, что молодой человек для того, чтобы стать ведуном, отдает на съедение учителю душу своего родича, то африканцы уверены, что именно так и делается. Ведуны, превратившись, например, в муравьев, через ноздри пробираются во внутренности спящего и съедают его душу. Без души человек может прожить от силы два - три дня."
В. Бейлис "Знакомые незнакомцы" (предисловие к сборнику африканских сказок "Сын ветра")

В юности я коллекционировал всякие экзотические сказки, в частности, книжки из серии "Сказки и мифы народов мира", издававшейся Академией Наук. Серия была почти бесконечной; кажется, я так и не собрал ее полностью. Мифы Океании, нганасанские сказки, сказки острова Бали и мифы Западной Полинезии. Справедливости ради следует признать, что такого рода чтение способствует развитию совершенно особой разновидности жестокости. Впечатлительный читатель поневоле попадает под влияние примитивной, но обаятельной древней логики; более того, постепенно обнаруживает в себе черты трикстера, каковыми от рождения обладает почти каждый человеческий детеныш.

Среди жалких остатков моей коллекции, которая давно разбрелась по друзьям, временным жилищам и букинистическим магазинам, я обнаружил книгу сказок Центральной и Южной Африки "Сын ветра". Полчаса развлекался, вспоминая "почему у бегемотов хвосты короткие", "как стать колдуном", "почему петух кричит на рассвете", а также "от чего произошла разница в образе жизни готтентотов и бушменов". Потом (не без удовольствия) в очередной раз обнаружил забавлявшую меня когда-то закономерность: герои африканских сказок беспрестанно обманывают друзей, врагов, родителей, мужей, жен, случайных прохожих, солнце, луну, ветер, словно, обезьян, деревья... Они обманывают всякого, кто встретится на их пути, а когда на пути никого нет - отправляются на поиски очередной жертвы. Плетут интриги. Макиавеллисты, мать их...

Можно сказать, персонажи сказок, собранных под обложкой "Сына ветра", делятся на три категории: трикстер, жертва трикстера и... еще один трикстер. Четвертого не дано (вернее, четвертое, пятое, шестое и сорок девятое - всего лишь вариации на заданную тему). Слон женится на готтентотке (!!!), и неверная жена уходит от него, забрав весь скот, а ее братья хитростью заманивают несчастного в ловушку, где он благополучно гибнет; лев и шакал связались на свою голову с хрупкой девицей - и вот уже один из них случайно зажарил своего друга; Вождь Лягушек обманывает Вождя Газелей, победившего его в честном споре; Пити-пастушонок угощает пивом трезвенника-великана, а черепаха заставляет слона проглотить ее - только ради сомнительного удовольствия пощекотать его изнутри брюха - перечень лгунов и обманутых можно продолжать до бесконечности. Знаменитые лгуны Кутуфеци и Махака (пожалуй, наравне с паучком Ананси, наиболее известные нашему читателю герои африканских сказок) - сущие ангелы, безобидные и забавные по сравнению со своими коллегами!

И ведь ради какой ерунды огород городится! Подобно ясновидцу Цимоне Мамбу, который укротил ураган, поджег дождевой лес в краю влажных облаков, поднял Лиану Мира, свешивающуюся с небес на землю - и все ради того, чтобы научиться готовить пилюли из плодов яичного дерева, герои африканских сказок иезуитствуют ради сущих пустяков... Или это с моей системой ценностей не все в порядке?

Не знаю, не знаю...

Можно, я не стану делать никаких выводов? Не будет мощного финального аккорда, последнего абзаца, который собирает воедино разрозненные слова и наделяет их внезапным смыслом. Ну какие, к черту, выводы можно сделать из сна? А погружение в тексты африканских сказок куда больше похоже на сон, чем на явь. В этом мире бродят киши "это такие чудовища, которые едят людей, а съевши оставляют у себя черепа своих жертв. У них длинные волосы, чтобы со стороны нельзя было разглядеть, что у них вместо одного лица несколько"; там летает "птица-исполин с огромной шеей и множеством подбородков"; там девушка заманивает в крааль чудовище набулеле; люди ингого, которым надоело обрабатывать землю, запросто превращаются в обезьян; и еще есть "Тиколоше - длиннорукий, волосатый уродец, ростом с обезьяну бабуина, с таким же безобразным лицом и такой же походкой враскачку". А в пестрой темноте этого странного, почти бессмысленного сна звучит песня:
"О, Нканьямба - мощный ураган!
Пусть запрут свои двери те, кто его боится.
Мы охотимся вблизи от дома!
Мы сжигаем в огне ураганоподобных!
Мы держим их черепа высоко поднятыми над головой."


Только что я внезапно подумал: слабость африканских трикстеров в том, что они охотятся только "вблизи от дома". А слабо - повсеместно?!..

...По всему выходит, что так