Диалоги о диалогах

Беззастенчивая реклама печатной продукции издательства ГИФ, каковой я периодически здесь занимаюсь, была бы совершенно невыносима, если бы ГИФ выпускал пару десятков книг в месяц. К счастью (или "увы", нужное подчеркнуть), все не так страшно: книжки гифовские выходят редко и нерегулярно.

Лоббизм лоббизмом, однако каталог выставки "Динамические пары" заслуживает внимания не только любителей визуального искусства, но и читателей. Во-первых, это интересный прецедент: до сих пор я не встречал каталога художественной выставки, который состоит исключительно из текстов. В качестве иллюстративного материала присутствуют лишь черно-белые фотографии художников - это все.

Тексты - это двадцать восемь интервью с художниками, которые плодотворно работают в соавторстве. Двадцать восемь диалогов о диалогах. Двадцать восемь попыток понять, что такое диалог и зачем он нужен. Двадцать восемь историй про любовь и дружбу - невнятных (и, наверное, не очень честных) ответов на вопрос: зачем люди бывают нужны друг другу.

"Диалог чаще всего - фикция. В лучшем случае - абстракция, под солнцем которой могут двигаться друг к другу ответственные субъекты, понимающие фиктивность диалогизирования. Афористичнее всех об этом сказал Михаил Гаспаров: сплошь и рядом мы слышим не диалог, а два нашнкованных монолога. Мы моделируем себе образ Другого, но этот образ -наш конструкт, а не Другой. Это, на самом деле, очень трогательно и лишний (нелишний!) раз подчеркивает, что всех нас объединяет бесконечное одиночество."
В. Курицын "Симуляция диалога" (послесловие к каталогу "Динамические пары")

Книга о диалогах - знак и добрый и тревожный.

Появление такой книги свидетельствует о том, что люди (наши с вами современники) начинают осознавать: объединить два блестящих монолога в один (возможно, поначалу беспомощный и невнятный, но живой) диалог - высокое искусство, которым большинство хомсапиенсов не только не владеет, но и не хочет владеть.

Существует такое понятие: "коммуникативная фригидность". Оно описывает состояние человека, который неспособен полноценно коммуницировать, то есть воспринимать новую информацию в тех случаях, когда формы ее подачи лежат за пределами близкой ему знаковой системы. Неспособен он также форматировать исходящую информацию под индивидуальное восприятие собеседника.

Нередко человек, страдающий коммуникативной фригидностью, подменяет собственно общение демонстрацией себя, своих знаний, навыков и умений. По сути, это ничем не отличается от поведения ученой обезьяны, проделывающей перед публикой трюки, которым ее обучили. В изобилии встречаются и "обезьяны", которых специально обучили любоваться трюками их собратьев. Нередко их самодостаточное сообщество именуется "творческой средой". Возможно, коммуникативная фригидность будет определена как одна из самых страшных болезней наступающего века, хотя хворь эта, конечно - ровесница человечества, один из врожденных пороков, отличительный признак вида.

Книга "Динамические пары", каталог художественной выставки без единой иллюстрации - это еще и двадцать восемь отчетов тех, кто занялся "самолечением". Удачно или неудачно - не нам судить. Возможно, излечившиеся станут "знахарями", тут же будут объявлены шарлатанами, но успеют вылечить пару-тройку безнадежных пациентов.

Кто знает?