Game over

"В этой игре вам придётся проделать нелёгкий путь поднятия Души от Ада до Небес, проходя через Мир Животных, Мир Голодных Духов, Мир Людей и Мир Асуров, а затем достичь Нирваны - Мира Абсолютной Свободы, Абсолютной Радости и Абсолютного Счастья.
На пути ждёт много неожиданных падений и взлётов, что делает игру увлекательной и интересной.
Но чтобы достичь Нирваны, необходимо избавиться от плохих поступков, основанных на злобе, жадности, лжи, невежестве и т. д., и встать на путь совершения добродетельных поступков, в основе которых лежит Любовь и Сострадание ко всем живым существам.
Приносить радость другим! - вот в чём секрет счастливой жизни.
Итак, желаем вам, как можно быстрей достичь Нирваны!"

Аннотация к детской игре "Возвращайтесь на Небеса!"

Это не розыгрыш. По крайней мере, не мой. Детские игры "Возвращайтесь на Небеса!" и "Путь к счастью" действительно существуют; по крайней мере, аннотации к ним - подлинные. Случайно обнаружив их в сети, я некоторое время решал, следует ли мне немедленно просветлеть, или все же разразиться истерическим хохотом; так и не остановившись ни на одном из вариантов, я сел писать этот текст.

"Игры отличаются от процедур, ритуалов и времяпрепровождения, на наш взгляд, двумя основными характеристиками:
1) скрытыми мотивами;
2) наличием выигрыша.
Процедуры бывают успешными, ритуалы - эффективными, а времяпрепровождение - выгодным. Но все они по своей сути чистосердечны (не содержат "задней мысли"). Они могут содержать элемент соревнования, но не конфликта, а их исход может быть неожиданным, но никогда - драматичным.
Игры, напротив, могут быть нечестными и нередко характеризуются драматичным, а не просто захватывающим исходом."

Эрик Берн. "Игры, в которые играют люди"

Собирая одну из антологий, "Книгу игр", я растерялся: слишком уж много текстов можно было бы туда включить; книжка на глазах разбухала, угрожая превратиться в "Библиотеку игр", столь же многотомную, как и Библиотека Всемирной Литературы. Слишком уж много книг об играх, книг об игроках и книг, которые сами являются играми.

Года назад я сам, выбирая "свои" четыре сюжета взамен "четырем историям" Борхеса, решил, что последняя из четырех - это "история о заигравшемся игроке"; в качестве примеров поминал "Игрока" Достоевского и Магистра Игры Кнехта, "Игру в классики" Кортасара (ее я, помнится, назвал "книгой-паззлом") и книгу-кроссворд "Пейзаж, нарисованный чаем" Милорада Павича. Грех также не вспомнить, что в романе Стругацких "Волны гасят ветер" один из "метагомов" ("сверхчеловеков") говорит, что их самоназвание "людены" происходит от "гомо луденс" - "человек играющий"; "прелюдией для лучших игроков" объявляет себя Заратустра; игра сводит с ума пушкинского Германа, оставляет равнодушным не в меру удачливого Фандорина и взбадривает рыжего трикстера Мак-Мерфи... Стоп. Этак я навсегда увязну в бесконечном перечне, который, в сущности, не нужен. И без того понятно, что литература, как и сама жизнь, переполнена играми, игроками, игровыми ситуациями и игривыми намеками.

"В теплое время года двое играющих выпивают достаточное количество водки в помещении, расположенном выше стандартного второго этажа. Желательно, чтобы вокруг был лес, но необязательно. Затем один из играющих надевает шубу, берет зонтик и спускается вниз под окно. Там он раскрывает зонтик и прохаживается взад-вперед с амплитудой 5 шагов. Когда второй играющий начинает поливать сверху сырой водой из бутылки и капли ударяют по поверхности зонтика, первый произносит несколько раз с необходимыми паузами: "Кажется, дождь собирается... Кажется, дождь собирается...""
Игорь Жуков Проект литературной игры "Винни-Пух и Пятачок"

Мы играем в игры, придуманные другими, и изобретаем свои собственные. И те, и другие заслуживают внимания, поскольку рассказывают об игроках куда больше, чем подробные биографии и заполненные анкеты.

Но игры интересуют меня не только поэтому.

Я сам не так давно писал, что "именно азартные игроки - последние мистики-практики современного мира: сколь бы рациональны ни были их предварительные расчеты, но, приступая к игре, они добровольно, в здравом уме и твердой памяти отдаются на милость судьбы - и иногда получают возможность непосредственно наблюдать вращение ее тяжелого, скрипучего колеса." На всякий случай, добавлю, что под "азартными игроками" не следует разуметь только завсегдатаев казино.

Последняя капля. Поисковая система Яндекс выдает один миллион шестьсот семьдесят шесть тысяч тридцать две ссылки на запрос "книга". Соответственно, на запрос "игра" - "всего лишь" один миллион восемьдесят две тысячи двести пятнадцать. То есть на пятьсот девяносто три тысячи восемьсот семнадцать ссылок меньше. Это непорядок.

Я решил внести свой скромный вклад в восстановление справедливости. С этого дня в моей рубрике начинается большая болтовня об играх, благо о книгах в сети и без меня есть кому писать. Поскольку я еще не решил окончательно, чего тут должно быть больше: описаний и правил игр, размышлений о природе игры, или историй о живых людях, которые играют в разные игры, замечания, предложения и прочие плевки в душу будут приняты с искренней благодарностью. "Бодисаттвами" мы с вами в ближайшие полгода вряд ли станем, но интересно будет, обещаю.

Game over