Нарды

"Нарды - игра для двоих игроков на специальной доске, с использованием шашек и игральных костей.
У каждого игрока имеется по 15 шашек.
Поля 1-6 - дом белых, 19-24 - дом черных.
Задача белых - провести свои шашки в дом белых.
Задача черных - провести свои шашки в дом черных.
Начинают белые, бросая две кости. Количество выпавших очков показывает, на сколько вперед надо продвинуть шашки. Например, на кубиках 3, 4 - можно продвинуть шашки (одну на 3, другую на 4) или одну - на 7.
Если на обоих кубиках выпадет одинаковое число очков, то показания удваиваются (например, выпало 4, 4 - игрок может распоряжаться любым сочетанием 4, 4, 4, 4).
В процессе игры на одном поле можно держать сколько угодно своих шашек. Поле, где содержится две и более шашек противника - заперто, на такие поля вход чужим шашкам запрещен.
На поле, занятое одной шашкой противника, входить можно, причем шашка противника считается битой и убирается с доски за борт.
Битая шашка должна начать путь сначала (белые - из дома черных, а черные - из дома белых). Игрок, имеющий за бортом шашки, не может сделать никакого другого хода, пока не выставит их на доску.
Шашки с борта ставятся согласно показанию костей (например, если выпало 4, 2, то на поле 23, 21 - белым, и на поле 2, 4 - черным). Бить шашку не обязательно. На поле, занятое двумя и более шашками противника, битые шашки не ставятся, а ход пропускается - цугцванг.
Как только игроку удалось привести шашки в свой дом, он начинает ставить их за борт (на двор) - снимать с доски, кидая кости. (Например, выпало 5, 3: можно снять по одной белой шашке с полей 3, 5, или по одной черной с полей 20, 22). В процессе выставления шашек за борт (на двор) игрок может использовать показания кубиков - одну шашку выставить за борт, а другой просто ходить. Каждый бросок выполняется полностью (например, если выпало 5, нельзя ходить на 4). Если игрок не может выполнить ход, то он либо пропускает ход, либо выполняет ход по одному кубику.
Игрок, первым выставивший шашки на двор, получает одно очко. Если к этому времени соперник не выставил "на двор" ни одной шашки, победитель получает 2 очка; если в доме победителя остались шашки противника - 3 очка; если же у соперника все еще есть шашки за бортом - 4 очка."

Правила игры в Backgammon ("Короткие нарды")

А я всегда больше любил так называемые "длинные нарды", игру менее нервную, неторопливую, классическую, предтечу популярного "Backgammon-а", а также триктрака, гаранкуэта, гул-бара и великого множества других вариаций. Игроки в длинные нарды в начале игры выстраивают свои шашки на одном поле (белые - на 12, черные - на 24); бить шашки противника в этой игре нельзя, на поле занятое одной чужой шашкой попросту не вступают. В остальном все так же: цель - вернуться домой раньше, чем это сделает ваш оппонент.

"Играет призрачная дева в игру, напоминающую нарды. Сделав прыжок, можно случайно оказаться нигде. Там нет стенок, вы не увидите оболочки и только эхо ваших мыслей исполинской трубой прошепчет магнетическую сагу о потрескавшемся роге."
Леонид Зейгермахер. "Приключения в маргинальной табакерке"

В моей жизни игра в нарды почему-то тесно переплелась со смертью. Судите сами: моим первым учителем стал отец, который, выйдя на пенсию, начал подрабатывать в похоронном бюро, где нарды были не просто способом скоротать досуг между утренними и вечерними похоронами, но стилем жизни; моими первыми партнерами по игре оказались музыканты из этой невеселой конторы, куда я изредка заходил проведать отца. Ставкой в игре обычно была выпивка, которую им совали в карманы родственники очередного покойника, и только я, как человек, не приобщившийся к культу мертвых, рисковал своими кровными рублями. Впрочем, проигрывал я редко: в "длинные" нарды мне всегда подозрительно везло.
Backgammon же я освоил много позже, в начале девяностых; этой игре меня научили работники кооператива с характерным названием "Анубис". Вопреки столь зловещему самоназванию ребята просто торговали книжками и холодильниками; рассказывали, что имя египетского поводыря мертвых было выбрано начальством по причине благозвучия и приятного аромата древности, а когда веселая рыжая директорша все же сунула нос в энциклопедию, запоздало решив поинтересоваться значением слова, менять название уже было поздно.
Мои успехи в книготорговле столь удачно сочетались с неудачами в игре в Backgammon с начальством, что стремительная карьера была мне обеспечена. Однако через полгода я благополучно сбежал из этого уютного царства смерти. С собой я унес пухлую пачку ненадежных отечественных купюр, любовь к детективам Себастьяна Жапризо и маленькую складную доску для игры в нарды.
Я подарил ее двум старикам, которые играли в нарды, сидя на мраморной могильной плите: игральную доску им заменяла расчерченная картонка. Дело было на кладбище в городе Львове, куда я попал случайно и всего на несколько часов; несколько лет спустя я нашел точно такую же маленькую доску для игры в нарды на еврейском кладбище в Праге. Она лежала на виду - странно, что при таком скоплении туристов никто не удосужился ее подобрать.
Свою находку я положил в сумку, которую случайно забыл в такси. Никакого желания разыскивать пропажу у меня не возникло, поскольку таким образом точка в конце моей истории о нардах превратилась в многообещающее многоточие.

Кажется, существует легенда (я прочитал ее так давно, что уже не уверен, прочитал я ее, или выдумал) о человеке, который играл в нарды с богом смерти Ямой, был удачлив, выиграл у него свою жизнь и покинул царство мертвых. Иногда мне эта история кажется мне добрым предзнаменованием.