"Изысканный труп"

"Их интересовали те случайные неподвластные контролю разума смысловые сочетания, которые получаются в ходе игр типа "буриме": они по очереди составляли фразы, не зная ничего о тех словах, которые пишут другие участники. Однажды играющие получили в итоге фразу "Изысканный труп будет пить молодое вино". Эта фраза поразила их воображение, ибо она намекала на связи между тремя большими неизвестными: эстетикой, смертью и жизнью. С тех пор сами сеансы автоматического письма стали именоваться в их среде этим абсурдным термином: "Изысканный труп".
Практиковаться в "изысканных трупах" означало трансформировать психику и воображение таким образом, чтобы логические связи и моральные запреты цивилизованного человека были сведены к минимуму либо вообще были нейтрализованы. Глубинные, подсознательные, дочеловеческие силы и энергии вызывались из бездны, чтобы оживить мир, задушенный просвещением, религиями, наукой и государством."

Айман Муханбетова "Модернизм как явление культуры Нового времени"

Немного истории.

Общеизвестный факт: игру "Изысканный труп" придумали сюрреалисты: Андре Бретон и компания. Впрочем, для них игра эта была делом вполне серьезным, своего рода попыткой воззвать к "коллективному бессознательному" и, так сказать, списать у него "домашнее задание" - в интересах искусства.
Игра пережила своих создателей. Мое поколение узнало об "Изысканном трупе" из немногочисленных книжек о модернизме, изредка издававшихся в "годы застоя". Какое-то время игра была очень популярна (особенно в провинции, где время недорого стоит), потом о ней благополучно забыли и, в сущности, правильно сделали. Однако любители ретро могут попробовать ее реанимировать.

Несколько практических советов.

В "Изысканный труп" лучше всего играть с друзьями на даче. Еще один достойный вариант - поезд, особенно, если это "Аврора", и ваша компания совершает путешествие из Петербурга в Москву в сидячем вагоне, где время течет столь медленно, что среди постоянных пассажиров уже распространился слух, будто проводники "Авроры" не стареют.
Идеальные условия: пять дружеских тушек, прохладный пасмурный вечер, некий минимум спиртного на фоне отсутствия желания/возможности пополнить его запасы + полное отсутствие так называемых "развлечений" вроде телевизора или, не приведи господи, компьютера. Необходимые инструменты: бумага (много) и ручки/карандаши (лучше бы тоже много, но можно обойтись и одним стилом на всех). Уголь, пастельные мелки и акварельные краски не подходят, проверено опытом.
Сам, с позволения сказать, "игровой процесс" предельно прост. Участники игры пускают по кругу чистый лист бумаги. Первый участник пишет любое пришедшее на ум прилагательное и загибает бумагу таким образом, чтобы следующие игроки не могли прочитать его запись. Точно так же поступают все остальные, только второй пишет существительное, третий - глагол, четвертый - снова прилагательное, пятый - финальное существительное. Понятно, что это условие создает своего рода интеллектуальный ценз на участие в игре; однако мне до сих пор еще ни разу не встречался партнер, не способный отличить прилагательное от глагола.
В финале бумага попадает в руки одного из игроков, который вслух зачитывает результат совместной апелляции к коллективному бессознательному. Желательно, чтобы IQ чтеца позволял тому в случае необходимости должным образом изменить падежи и/или добавить предлог. Необходимость, увы, возникает почти всегда. С этим необходимо считаться, поскольку впечатление от чтения неотредактированного текста, как правило, портится. Сами посудите: фраза "изысканный труп хлебнул молодому вине" гораздо менее прозрачно намекает "на связи между тремя большими неизвестными: эстетикой, смертью и жизнью", чем оригинал.
По окончании чтения можно предаться непродолжительной коллективной медитации с целью расшифровать послание "бессознательного", а можно просто ржать. Чаще всего так и случается.

Впрочем, желающим как следует повеселиться, лучше с самого начала воспользоваться неканонической схемой игры, в ходе которой участники отвечают на следующие вопросы: "кто, с кем, где, когда, что делали, чем дело кончилось". Обычно (человек слаб) все тут же начинают подставлять в текст имена общих знакомых; о глаголах и обстоятельствах места/действия предпочитаю промолчать, положившись на ваше богатое воображение.

Никаких фундаментальных выводов из всего вышеизложенного делать не стану, и вам не советую: играть в "Изысканный труп" следует только ради самого процесса. Жить, впрочем, тоже...